Цитаты

Объявление

html clock code информер времени

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Цитаты » ПОПУЛЯРНЫЕ ЦИТАТЫ » Древняя Греция


Древняя Греция

Сообщений 1 страница 30 из 44

1

Агесилай II (ок. 422 — ок. 353 гг. до н.э.) - царь Спарты, полководец и дипломат

Агесилай особенно любил детей: дома, играя с маленькими в лошадки, он скакал на палочке. Когда за этим занятием его застал один из друзей, царь попросил его не рассказывать об этом никому, пока сам не станет отцом.
§
«Я не согласился бы стать законодателем, чтобы вводить новые законы; и в нынешние я не стану вносить ни сокращений, ни изменений. Наши нынешние законы хороши и должны сохраняться во всей силе… начиная с завтрашнего дня»
Речь Агесилая после битвы при Левктре
Если Агесилай слышал, что кого-либо хвалят или порицают, он полагал, что не менее важно знать характер тех, кто говорит, чем тех, о ком судят.
§
Жители Малой Азии — никуда не годные свободные граждане, но как рабы они превосходны.
§
«Клянусь богами, нигде не сказано, что мне непременно нужно жить и на все идти ради этого!».
Восклицание Агесилая когда врач предписал очень трудный курс лечения
Получив в Олимпии нужный ответ оракула от Зевса, Агесилай по приказу эфоров должен был обратиться с тем же вопросом и к пифийскому оракулу; и он послал в Дельфы спросить так: «Подтверждает ли Феб [т. е. Аполлон] слова отца своего?»
§
Трудно быть одновременно и милосердным и рассудительным.
§
Храбрость не имеет ценности, если с ней не сочетается справедливость; но если бы все были справедливыми, не было бы нужды в храбрости.

0

2

Агид II (V в. до н.э.) - сын Архидама, царь Спарты в 427-402 гг. до н.э.

Лакедемоняне о врагах спрашивают не сколько их, а где они.
§
Агид, слыша похвалы элейцам за прекрасное и справедливое устройство олимпийских игр, заметил: «Вот уж, впрямь, великое дело — раз в четыре года блюсти справедливость».
§
«Если так, то все идет своим порядком. В детстве я слышал от моего отца, что и в его время все перевернулось вверх дном».
Ответ Агида старцу, что все в Спарте перевернулось вверх дном

0

3

Александр Македонский (Александр Великий) (356—323 гг. до н.э.) - царь Македонии, полководец

Александр говорил, что сон и близость с женщиной более всего другого заставляют его ощущать себя смертным, так как утомление и сладострастие проистекают от одной и той же слабости человеческой природы.
§
Александр сказал, что считает Ахилла счастливцем, потому что при жизни он имел преданного друга, а после смерти — великого глашатая своей славы.
§
Александру предложили поучаствовать в Олимпийских играх, на что он сказал — Я соглашусь, только если моими соперниками будут цари.
§
Вижу, что будет великое состязание над моей могилой.
§
Во вселенной бессчетное множество миров, а я еще и одного не завоевал!
§
Войны зависят от славы, и часто ложь, которой поверили, становится истиной.
§
Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном.
§
Как над землею не бывать двум солнцам, так над Азиею двум царям.
ответ Александра Македонского — персидскому царю Дарию
Когда Дарий предложил Александру 10 000 талантов и половину власти над Азией, Парменион сказал: «Я принял бы, если бы я был Александром». — «И я, свидетель Зевс, — ответил Александр, — если бы я был Парменионом».
§
Когда приближенные спросили Александра, отличавшегося быстротой ног, не пожелает ли он состязаться в беге на Олимпийских играх, он ответил: «Да, если моими соперниками будут цари!»
§
Не может быть двух солнц на небе и двух владык на земле.
§
Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд.
§
Однажды, прочтя длинное письмо Антипатра с обвинениями против Олимпиады, Александр сказал: «Антипатр не знает, что одна слеза матери заставит забыть тысячи таких писем».
§
Приближенные посоветовали Александру напасть на врагов ночью. Тот ответил: «Я не краду победу».
§
Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно.
§
Философу Ксенократу Александр послал в подарок 50 талантов, но тот отказался, сказав, что не нуждается в деньгах. «Неужели у Ксенократа даже нет друга? — спросил Александр. — А моим друзьям едва хватило даже всех богатств царя Дария».
§
Чем больше ты имеешь, тем с большей жадностью стремишься к тому, чего у тебя нет. Война у тебя рождается из побед.
§
Я умираю от помощи слишком многих врачей.

0

4

Анахарсис Скифский (ок. 605 - 545 гг. до н. э.) — философ, скиф, сын царя Гнура. Прибыл во времена Солона в Афины, где встречался с самими Солоном.

"Безопасные корабли - это вытащенные на берег корабли."
- ответ Анахарсиса на вопрос Какие из кораблей самые безопасные?
Виноградная лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения, гроздь опьянения и гроздь омерзения.
§
Закон — паутина: маленькие насекомые погибают в ней, крупные же благополучно пробиваются.
§
Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя.
§
"Корабельщики плывут на четыре пальца от смерти."
высказывание Анахарсиса узнавшего, что корабельные доски толщиной в четыре пальца
Лучше иметь одного друга многоценного, чем многих малоценных.
§
Лучшим управлением было бы такое, в котором, при всеобщем равенстве во всем прочем, первые места были бы обеспечены добродетели, а последние — пороку.
§
«Иметь перед глазами пьяницу во всем безобразии»
ответ Анахарсиса на вопрос, - как не стать пьяницей?
На вопрос, кого больше, живых или мертвых, Анахарсис переспросил: «А кем считать плывущих?».
§
На вопрос, что в человеке хорошо и дурно сразу, Анахарсис ответил: «Язык».
§
Первая чаша принадлежит жажде, вторая - веселью, третья - наслаждению, четвертая - безумию.
§
Рынок - это место, нарочно назначенное, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга.
§
Удивительно, как это в Элладе участвуют в состязаниях люди искусные, а судят их неискусные.
§
Удивительно, как при начале пира пьют из малых чаш, а с полными желудками - из больших.

0

5

Антигон I Одноглазый (ок. IV в. до н.э.) - полководец Филиппа и Александра Македонского, царь Македонии в 306-301 гг. до н.э.



Антигон, заметив, что его сын самовластен и дерзок в обращении с подданными, сказал:
«Разве ты не знаешь, мальчик, что наша с тобой власть почетное рабство?»
Гермодот в своих стихах назвал Антигона сыном Солнца. Антигон сказал:
«Неправда, и это отлично знаем я да тот раб, что выносит мой ночной горшок»
Киник Фрасилл просил у Антигона драхму — Антигон ответил: «Не к лицу царю столько давать!» Тот сказал: «Тогда дай талант!» Антигон ответил:
«Не к лицу кинику столько брать!»
Люблю собирающихся предать, но ненавижу уже предавших.

0

6

Антисфен из Афин (ок. 450 - ок. 360 гг. до н. э.) - философ, основатель и главный теоретик кинизма, одной из самых знаменитых сократических школ.

На вопрос, какая наука самая необходимая, Антисфен ответил:
"Наука забывать ненужное"
Безвестность есть благо, равно как и труд.
§
Блаженнее всего для человека - умереть счастливым.
§
Братская близость единомыслящих крепче всяких стен.
§
В дорогу надо запасаться только тем, чего не потеряешь даже при кораблекрушении.
§
В общественной жизни мудрец руководствуется не общепринятыми законами, а законами добродетели.
§
Все дурное считай себе чуждым.
§
Все, кто стремится к добродетели, между собой друзья.
§
Государства погибают тогда, когда перестают отличать дурных от хороших.
§
Делать хорошее и слышать дурное - удел царей.
§
Для мудреца нет ничего чуждого и недоступного.
§
Добродетель - орудие, которого никто не сможет отнять.
§
Добродетель для мужчины и женщины — одна.
§
Добродетель проявляется в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний.
§
К юноше, который с гордым видом позировал ваятелю, он обратился так: «Скажи, если бы бронза умела говорить, чем бы, по –твоему, стала она хвастаться?» - «Красотою» - сказал тот:
«И тебе не стыдно гордится тем же, чем и бездушная статуя?»
Как ржавчина съедает железо, так завистников - их собственный нрав.
§
Как стать прекрасным и добрым? Узнать от сведущих людей, что надо избавляться от пороков, которые в тебе есть.
§
Какая наука самая необходимая? Наука забывать ненужное.
§
Красивая жена - общее достояние, некрасивая - наказание мужа.
§
Кто боится других, тот раб, хотя он этого и не замечает.
§
Кто достиг мудрости, тот не должен интересоваться науками, книгами, чтобы его не отвлекали посторонние вещи и мнения.
§
Кто-то сказал Антисфену: «Тебя многие хвалят». – «Что же, - спросил он, - я сделал дурного?»
§
Лучше достаться стервятникам, чем попасть к льстецам. Те пожирают мертвых, а эти - живых.
§
Лучше сражаться среди немногих хороших людей против множества дурных, чем среди множества дурных против немногих хороших.
§
Мудрец женится, чтобы иметь детей, притом от самых красивых женщин; он не будет избегать и любовных связей - ибо только мудрец знает, кого стоит любить.
§
Мудрец ни в чем и ни в ком не нуждается: ибо все, что принадлежит другим, принадлежит и ему.
§
На вопрос, почему он так суров с учениками, он ответил: «Врачи тоже суровы с больными».
Надо запастись либо умом, чтобы понимать, либо веревкой, чтобы повеситься.
§
Надо запастись либо умом, чтобы понимать, либо веревкой, чтобы повеситься.
§
Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои погрешности.
§
Нелепо, отвеивая мякину от хлеба и исключая из войска слабых воинов, не освобождать государство от дурных граждан.
§
Нет ни родов, ни видов: «человека» я вижу, а человечности не вижу, а «лошадиности» не вижу, поэтому эти общие понятия не существуют вовсе.
§
Однажды Диоген Синопский принес с собою кинжал, и когда Антисфен воскликнул: «Ах, кто избавит меня от страданий?», он показал ему кинжал и произнес: «Вот кто». – «Я сказал: от страданий, а не от жизни», - возразил Антисфен.
§
Понимание, разумение, знание суть незыблемое; их не сокрушить силой, не одолеть изменой; они должны быть сложены из неопровержимых/доказанных суждений.
§
Своими соратниками нужно делать людей мужественных и справедливых; лучше сражаться среди немногих хороших против множества дурных, чем среди многих дурных против немногих хороших.
§
Сдержанность нужнее тем, кто слышит о себе дурное, нежели тем, в кого бросают камнями.
§
Справедливого человека цени больше, чем родного.
§
Сходиться нужно с теми женщинами, которые сами за это будут благодарны.
§
Те, кто хочет обрести бессмертие, должны жить благочестиво и справедливо.
§
Удовольствиями пользоваться можно по праву только после трудов, а не прежде них.
§
Узнав однажды, что Платон дурно отзывается о нем, он сказал: «Это удел царей: делать хорошее и слышать дурное».
§
Философия дала мне умение беседовать с самим собой.
§
Чтобы быть счастливым, достаточно быть добродетельным; научить добродетели человека возможно.
§
Я предпочел бы безумие наслаждению.

0

7

Аристипп Киренейский (ок. 435 — ок. 355 до н. э.) — философ из Кирены в Северной Африке, основатель киренской школы, ученик и друг Сократа.

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
§
Если бы роскошь была дурна, ее не было бы на пирах у богов.т.
§
Как съедающие очень много не бывают здоровы более, нежели употребляющие в пищу самое необходимое, так и истинно ученые бывают не те, которые читают многое, но те, которые читают полезное.
§
Лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им.
§
Лучше быть нищим, чем невеждой: если первый лишен денег, то второй лишен образа человеческого.
§
Много пить и не быть пьяным свойственно и мулу.
§
Оттого, что человек очень много ест, он не становится здоровее, чем тот, который довольствуется только необходимым; точно так же и ученый — это не тот, кто много читает, а тот, кто читает с пользою.
§
Твое право - ругаться, мое право - не слушать.
§
Философы превосходят остальных людей тем, что, если все законы уничтожатся, философы одни будут жить по-прежнему.

0

8

Аристотель (384 до н. э. — 322 до н. э.) — философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского

Благодарность быстро стареет.
§
Более подходит нравственно хорошему человеку выказать свою честность.
§
Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, то есть направляют их туда, куда нужно и полезно.
§
Воспитание - в счастье украшение, а в несчастье - прибежище.
§
Все знают, что смерть неизбежна, но так как она не близка, то никто о ней не думает.
§
Все льстецы - прихвостни.
§
Всего приятнее для нас те слова, которые дают нам какое-нибудь знание.
§
Высшей истинностью обладает то, что является причиной следствий, в свою очередь, истинных.
§
Гнев есть зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, пособница вреда и бесчестия.
§
Деяние есть живое единство теории и практики.
§
Добродетель посредине.
§
Достоинство речи - быть ясной и не быть низкой.
§
Друг - это одна душа, живущая в двух телах.
§
Друг всем - ничей друг.
§
Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.
§
Дружба довольствуется возможным, не требуя должного.
§
Дружба не только неоценима, но и прекрасна; мы восхваляем того, кто любит своих друзей, и иметь много друзей кажется чем-то прекрасным, а некоторым даже кажется, что быть хорошим человеком и другом - одно и то же.
§
Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить вечно, и столь расточительные, как если бы собирались умереть завтра.
§
Женщины, предающиеся пьянству, рожают детей, похожих в этом отношении на своих матерей.
§
Жизнь требует движения.
§
Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков.
§
Излишество в удовольствиях - это распущенность, и она заслуживает осуждения.
§
Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке.
§
Каждый может разозлиться - это легко; но разозлиться на того, кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно,- это дано не каждому.
§
Каждый человек должен преимущественно браться за то, что для него возможно и что для него пристойно.
§
Когда гнев или какой-либо иной подобного рода аффект овладевает индивидом, решение последнего неминуемо становится негодным.
§
Комедия имеет намерение отображать людей худших, а трагедия - лучших, чем существующие.
§
Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.
§
Кто спрашивает, почему нам приятно водиться с красивыми людьми, тот слеп.
§
Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более.
§
Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.
§
Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым.
§
Многое может случиться меж чашей вина и устами.
§
Мудрость - это самая точная из наук.
§
Мужественным называется тот, кто безбоязненно идет навстречу прекрасной смерти.
§
Мужество - добродетель, в силу которой люди в опасностях совершают прекрасные дела.
§
Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.
§
Надежда - это сон наяву.
§
Назначение человека - в разумной деятельности.
§
Наслаждаться общением - главный признак дружбы.
§
Начало есть более чем половина всего.
§
Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.
§
Не любит тот, кто не любит всегда.
§
Невежда удивляется, что вещи таковы, каковы они суть, и такое удивление есть начало знания; мудрец, наоборот, удивился бы, если бы вещи были иными, а не таковыми, какими он их знает.
§
Никто лучше мужественного не перенесет страшное.
§
Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.
§
Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерением.
§
Нравственный человек многое делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь.
§
О, друзья мои! Нет на свете друзей!
§
Остроумен тот, кто шутит со вкусом.
§
Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель.
§
Платон - друг, но истина дороже.
§
Преступление нуждается лишь в предлоге.
§
Привычка находить во всем только смешную сторону - самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит на поверхности.
§
Раб предпочитает раба, господин - господина.
§
Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей.
§
Свойство тирана - отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно.
§
Серьезное разрушается смехом, смех - серьезным.
§
Совершенно очевидно, что из числа полезных (в житейском обиходе) предметов следует изучать те, которые действительно необходимы, но не все без исключения.
§
Тот, кто обозревает немногое, легко выносит суждение.
§
У всякого человека в отдельности и у всех вместе есть, можно сказать, известная цель, стремясь к которой они одно избирают, другого избегают.
§
У кого есть друзья, у того нет друга.
§
Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.
§
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие - добрую жизнь.
§
Хвалить людей в лицо - признак лести.
§
Хороша книга, если автор в ней высказывает только то, что следует, и так, как следует.
§
Хорошо рассуждать о добродетели - не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях - не значит еще быть справедливым на деле.
§
Хотя мы и смертны, мы не должны подчиняться тленным вещам, но, насколько возможно, подниматься до бессмертия и жить согласно с тем, что в нас есть лучшего.
§
Человек по своей природе есть существо общественное.
§
Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости. Действительно, нет ничего чудовищнее вооруженной несправедливости.
§
Чересчур блестящий слог делает незаметными как характеры, так и мысли.
§
Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину.
§
Шутить надо для того, чтобы совершать серьезные дела.
§
Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она отдых.
§
Это долг - ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого.
§
Ясность - главное достоинство речи.

0

9

Аристофан (444 до н. э. — между 387 и 380 гг.) — древнегреческий комедиограф, «отец комедии».

Быть крылатым от рожденья лучше всех на свете благ.
§
От слов и ум к высотам устремляется,
И возвышает человека.
§
Когда мне должен кто, отлично помню я,
Но если должен я, не помню, хоть убей.
§
На дереве хорошем и повеситься не жаль.
§
Не корми словами вместо хлеба.
§
Не насладится муж, когда жене не любо наслажденье.
§
Прекрасная вещь - общение с мудрецом.
§
Против злословия клеветника нет лекарства.
§
Тот истинный мудрец, кто многое сказать умеет коротко и ясно.
§
У короткого ума - длинный язык.
§
Умный многому сумеет научиться у врага.
§
Хуже женщины может быть только другая женщина.
§
Хитрить, как лиса, человеку стыдно,
Сумой переметной быть не следует.

0

10

Архидам III (400—338 гг. до н.э.) - сын Агесилая II, царь Спарты

Архидам в Пелопоннесской войне, когда союзники потребовали определить их точные взносы, ответил: «У войны пайков нету».
§
Во время войны с Филиппом некоторые считали более выгодным завязать битву подальше от дома. «Не об этом следует думать, — сказал Архидам, — а о том, чтобы там, где придется сражаться, быть сильнее противника».
§
Кто умеет говорить, знает и время для этого.
§
После битвы при Херонее Филипп Македонский обратился к Архидаму, сыну Агесилая, с письмом, написанным весьма надменно. Тот ответил: «Если ты, царь, измеришь свою тень, то обнаружишь, что она не стала больше, чем была до победы».

0

11

Биант Приенский (VI век до н. э.) древнегреческий мудрец и общественный деятель, один из семи особо чтимых мудрецов.

Большинство - зло.
§
Всё своё ношу с собой
§
Думаю, затем действую.
§
Друзей надо любить так, будто они тебе ответят ненавистью, — ибо большинство людей злы.
§
Жизнь надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало и много; а друзей любить так, будто они тебе ответят ненавистью, - ибо большинство людей злы.
§
Из молодости в старость бери припасом мудрость, ибо нет достояния надежнее.
§
Лучше разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, - ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а одни из врагов - твоим другом.
§
Не силой бери, а убеждением.
§
Несчастен тот, кто не умеет переносить несчастий.
§
Сила человеку дается от природы, умение говорить на благо отечества - от души и разумения, а богатство средств - у многих от простого случая.
§
Только больная душа может влечься к невозможному и быть глуха к чужой беде.
§
Что трудно? - Благородно перенести перемену к худшему.
§
Говори не торопясь: спешка — знак безумия.
§
Когда многие возьмутся за дело, не бывать добру.
§
Кто живет в наибольшей тревоге и трудах? — Тот, кто на высоком посту старается сохранить свое благополучие.
§
Не спеши браться за дело, а взявшись — будь твёрд.
§
Худших везде большинство.
§
Что удаётся хорошего, то, считай, от богов.

0

12

Бион Борисфенит (325—250 до н. э.), античный философ-киник и писатель.

Бесполезно в горе рвать волосы — лысиной печаль не излечишь.
§
В молодости можно отличаться мужеством, но в старости необходимо зрелое разумение.
§
Великое несчастье - неумение переносить несчастье.
§
Завистник печален или потому, что его самого постигло несчастье, или потому, что кому-то другому повезло.
§
Корыстолюбие — метрополия порока.
§
Не скупой владеет богатством, а богатство — скупым.
§
Не следует бранить старость: ведь мы и сами рады были бы дожить до старости.
§
С шуткой обращайся осторожно.
§
Самомнение - помеха успеху.
§
Скупцы так много заботятся о богатстве, словно оно их собственное, но так мало им пользуются, словно оно чужое.
§
Сомнение — камень преткновения на пути к продвижению.
§
Тревожнее живется тому, кто больше всего жаждет благоденствия.
§
Ты, возможно, будешь понят ложно.
§
Уродливая жена будет тебе наказанием, красивая - общим достоянием.

0

13

Гераклит Эфесский (544—483 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-досократик. Родился и жил в г. Эфесе (Малая Азия).

Бессмертные — смертны, смертные — бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают.
§
Бороться с наслаждением еще трудней, чем с гневом.
§
Взаимную беседу следует вести так, чтобы каждый из собеседников извлек из нее пользу, приобретая больше знаний.
§
Война – отец всех вещей, отец всего.
§
Все течёт, все меняется.
§
Всем людям свойственно познавать себя и мыслить.
§
Глаза – свидетели более точные, нежели уши.
§
Даже прекраснейшая из обезьян безобразна.
§
Доверять неразумным ощущениям - свойство грубых душ.
§
Душа спящего подобна пауку посередине паутины: она тотчас стремится в задетую часть тела и человек пробуждается.
§
Если бы счастье заключалось только в телесных удовольствиях, мы бы назвали счастливыми быков, нашедших горох для еды.
§
Если бы у слепого спросили, что такое зрение, то он ответил бы, что это слепота.
§
Звери, живя вместе с нами, становятся ручными, а люди, общаясь друг с другом, становятся дикими.
§
Из разнообразия возникает совершенная гармония.
§
К слову сущему всегда непонятливы люди.
§
Когда все желанья людей сбываются – не лучше им.
§
Когда мы живем, души наши – мертвы, когда мы умираем, они оживают.
§
Любит природа скрываться.
§
Много злых и мало добрых.
§
Многознайство уму не научит.
§
Мудрейший из людей по сравнению с богом покажется обезьяной в отношении мудрости, красоты и всего прочего.
§
Мудрость заключается в одном: познавать мысль, как то, что правит всем во всем.
§
Мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и прислушиваться к голосу природы, поступать согласно с ней.
§
Мышление - великое достоинство, и мудрость в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно.
§
Народ должен защищать закон, как свой оплот, как охранительную свою стену.
§
Не делай поспешных заключений в важнейших делах.
§
Нужно, чтобы люди, занимающиеся философией, о многом были хорошо осведомлены.
§
Образ мыслей человека – его божество.
§
Один, по мне, - тысячи, если он – наилучший.
§
Одно и то же в нас – живое и мертвое, бодрствующее спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это.
§
Правда настигает лжецов и лжесвидетелей.
§
Роком я называю порядок и последовательность причин, когда одна причина, связанная с другой причиной, порождает из себя явление.
§
С гневом бороться трудно: за все, что он хочет, жизнью платишь.
§
Своеволие следует гасить скорее, чем пожар.
§
Те, кто, слушая, не понимают, употребляются глухим, о них свидетельствует изречение «присутствуя, они отсутствуют».
§
То, что самый испытанный мудрец знает и соблюдает, есть только мнение…
§
Ум - бог для каждого.
§
Человеческие мысли – детские игры.
§
Человеческий образ мыслей не обладает разумом, божественный же обладает.
§
Этот космос один и тот же для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающими и мерами угасающими.

0

14

Геродот Галикарнасский (484 до н. э. – 425 до н. э.) — историк, автор первого полномасштабного исторического трактата — «Истории».

В мирное время сыновья погребают отцов, а на войне отцы - сыновей.
§
Вместе с одеждой женщина совлекает с себя стыд.
§
Всякое божество завистливо и вызывает у людей тревоги.
§
Если бы все люди однажды вынесли на рынок все свои грешки и пороки, то каждый, разглядев пороки соседа, с радостью унес бы свои домой.
§
Если не высказаны противоположные мнения, то не из чего выбирать наилучшее.
§
Женщины вместе с одеждой совлекают с себя и стыд.
§
Издревле есть у людей мудрые и прекрасные изречения; от них следует нам поучиться.
§
Истинно мужественный человек должен обнаруживать робость в то время, когда на что-либо решается, должен взвесить все случайности, но при исполнении необходимо быть отважным.
§
Клевета ужасна потому, что жертвой ее несправедливости двое: тот, кто распространяет клевету, и тот кто верит ей.
§
Клевета двоих делает преступниками, а третьего — жертвой.
§
Лучше быть предметом зависти, чем сострадания.
§
Людям, решившим действовать, обыкновенно бывают удачи; напротив, они редко удаются людям, которые только и занимаются тем, что взвешивают и медлят.
§
Мощь у царя превышает человеческую, и руки у него загребущие.
§
Не исправляй беду бедою.
§
Обстоятельства правят людьми, а не люди обстоятельствами.
§
Обычно люди видят во сне то, о чем они думают днем.
§
Предопределенного Роком не может избежать даже бог.
§
Уши людей недоверчивее, чем их глаза.
§
Человек — лишь игралище случая.
§
Я обязан передавать все, что рассказывают мне, но верить всему не обязан.

0

15

Гесиод (иногда Гезиод, VIII—VII века до н. э.) — поэт и рапсод, представитель направления дидактического и генеалогического эпоса.

В дом свой супругу вводи,
Как в возраст придешь подходящий.
До 30 не спеши, но и за 30 долго не медли…
Все обгляди хорошо, чтоб не на смех
Соседям жениться.
Лучше хорошей жены ничего не бывает на свете…
§
Все огляди хорошо, чтоб не на смех соседям жениться.
§
Знай время.
§
Истинно велик тот человек, который сумел овладеть своим временем!
§
Медлительный борется с бедами всю свою жизнь непрерывно.
§
Половина больше целого
Гесиод имел ввиду, что делиться поровну выгоднее, чем брать себе все
То слово не исчезнет совершенно, которое повторяется многими в народе.
§
Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

0

16

Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 гг. до н. э.) - врач, «отец медицины», которая выделилась из философии в отдельную науку.

Брак — это лихорадка навыворот: он начинается жаром и кончается холодом.
§
Ваша пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей.
§
Во всякой болезни не терять присутствия духа и сохранять вкус к еде — хороший признак; противоположное — дурной.
§
Врач - философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной.
§
Всё хорошо, что в меру.
§
Всякий излишек противен природе.
§
Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.
§
Действия диетических средств - продолжительны, а действия лекарств - скоропреходящи.
§
Душа человека развивается до самой смерти.
§
Жизнь коротка,
А путь искусства долог,
Удобный случай скоропреходящ
Эксперимент опасен и сужденье
Сложно.
§
Исцеление — это дело времени, но иногда это также дело возможности.
§
Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм.
§
Лечит болезни врач, но излечивает природа.
§
Лица, подверженные ежедневно трудам, переносят их, хотя бы были слабы и стары, легче, нежели люди сильные и молодые, без привычки.
§
Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств.
§
Наши пищевые вещества должны быть лечебным средством, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами.
§
Некоторые больные, несмотря на сознание обречённости, выздоравливают только потому, что уверены в мастерстве врача.
§
Ни насыщение, ни голод и ничто другое не хорошо, если преступает меру природы.
§
Первая заповедь врача: Не навреди!
§
Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье - напротив того, устремление ума к чему-либо приносит за собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни.
§
Противоположное излечивается противоположным.
§
Пьянство - причина слабости и болезненности детей.
§
Сгорая сам, свети другим всегда (врачам).
§
Сколько звезд на небе, столько обманов таит женское сердце.
§
Старики болеют меньше, чем молодые, но их болезни кончаются лишь вместе с жизнью.
§
Хочешь быть настоящим хирургом — следуй за войском.
§
Чего не лечат лекарства, излечивает железо; чего не врачует железо, исцеляет огонь; чего не исцеляет огонь, то следует считать неизлечимым.

0

17

Гомер - легендарный древнегреческий поэт, которому приписывается создание «Илиады» и «Одиссеи».

Бог находит виновного.
§
Время на все есть: свой час для беседы, свой час для покоя.
§
Гибок язык человека; речей в нем край непочатый.
§
Глупец познает только то, что свершилось.
§
Дым отечества сладок.
§
Женщину украшает молчание.
§
Какое слово скажешь, такое в ответ и услышишь.
§
Не навязывай услуг против воли.
§
Несправедливо ликовать над телами погибших.
§
Нет ничего пагубнее женщины.
§
Нет ничего худшего, чем блуждать в чужих краях.
§
Об одном следует говорить, а о другом - молчать.
§
Прекрасное недолговечно.
§
Приятны завершенные труды.
§
Сделанное и дурак поймет.
§
Сотни воителей стоит один врачеватель искусный.
§
Я - тебе, ты - мне.

0

18

Демокрит (ок. 460 до н. э. — ок. 370 до н. э.) — древнегреческий философ, ученик Левкиппа, один из основателей атомистики.

Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, и, напротив, рад тому, что имеет.
§
Благоразумие отца есть самое действительное наставление для детей.
§
Быть верным долгу в несчастье - великое дело.
§
Быть хорошим человеком - значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого.
§
В счастье легко найти друга, в несчастье же - в высшей степени трудно.
§
Враг не тот, кто наносит обиду, а тот, кто делает это преднамеренно.
§
Вражда с родными гораздо тягостнее, чем с чужими.
§
Все говорить и ничего не желать слушать есть признак гордости.
§
Всякий вид работы приятнее, чем покой.
§
Выражение лица в зеркале видится, души же - в беседах проявляются.
§
Делающий постыдное должен прежде всего стыдиться самого себя.
§
Для меня слово мудрости ценнее золота.
§
Должно говорить правду и избегать многословия.
§
Должно препятствовать совершению несправедливого поступка. Если же мы этого не в состоянии сделать, то, по крайней мере, мы не должны содействовать несправедливому поступку.
§
Должно приучать себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели.
§
Должно стыдиться самого себя столько же, как и других людей, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому не известным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя.
§
Дружба одного разумного человека дороже дружбы всех неразумных.
§
Единомыслие создает дружбу.
§
Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель, - стыду. Ибо по преимуществу из этих занятий обычно рождается стыд.
§
Если даже ты наедине с собой, не говори и не делай ничего дурного. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других.
§
Если не желаешь многого, то и немногое будет казаться тебе многим.
§
Если не можешь признать похвал заслуженными, то считай их лестью.
§
Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным.
§
Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостней нужды, ибо чем больше растут желания, тем больше потребности они порождают.
§
Желающий учить того, кто высокого мнения о своем уме, попусту тратит время.
§
Жизнь без праздников — это длинный путь без заезжего двора.
§
Жить дурно, неразумно, невоздержанно - значит не плохо жить, но медленно умирать.
§
Забвение своих собственных прегрешений порождает бесстыдство.
§
Завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу.
§
Зависть полагает начало раздору среди людей.
§
Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется.
§
Законы бесполезны как для хороших людей так и для дурных: первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше.
§
Из мудрости вытекают следующие три особенности: выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует.
§
Из удовольствий наиболее приятны те, которые случаются наиболее редко.
§
Истина в глубине.
§
Кому попался хороший зять, тот приобрел сына, а кому дурной - тот потерял и дочь.
§
Кто сам не любит никого, того, кажется мне, тоже никто не любит.
§
Лучше думать перед тем, как действовать, чем после.
§
Лучше изобличить собственные ошибки, чем чужие.
§
Лучше, чтобы хвалил нас кто-нибудь другой, чем хвалить самого себя.
§
Медицина - сестра философии.
§
Многие многознайки не имеют ума.
§
Многие, которые кажутся друзьями, на самом деле не суть друзья, и наоборот, некоторые, не кажущиеся друзьями, на самом деле друзья.
§
Многие, совершающие постыднейшие поступки, говорят прекрасные речи.
§
Мужествен не только тот, кто побеждает врагов, но и тот, кто господствует над своими страстями.
§
Мужество делает ничтожными удары судьбы.
§
Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим.
§
Наихудшее, чему может научиться молодежь, - легкомыслие. Ибо последнее порождает те удовольствия, из которых развивается порок.
§
Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков.
§
Не родственные связи создают друзей, но общность интересов.
§
Не слово, а несчастье есть учитель глупцов.
§
Не стоит жить тому, у кого нет ни одного истинного друга.
§
Не стремись знать все, чтобы не стать во всем невеждой.
§
Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость.
§
Некоторые люди, не зная о разрушении смертной природы человека, терзаемые дурно проводимой жизнью, пребывая в треволнениях и страхах, измышляют лживые басни о том, что будет после смерти.
§
Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.
§
Отказывайся от всякого удовольствия, которое не полезно.
§
Откровенная речь - свойство свободного духа, однако опасно выбрать для нее неподходящий момент.
§
Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни.
§
Постыдно чужие недостатки тщательно примечать, а на свои не обращать внимания.
§
Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей.
§
Признак ума - предотвратить обиду, не ответить же на нанесенную обиду - признак бесчувственности.
§
Причина ошибки - незнание лучшего.
§
Приятен старик, который приветлив и серьезен.
§
Раскаяние в постыдных делах есть спасение жизни.
§
Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится.
§
Сила и красота суть блага юности, блага же старости - расцвет рассудительности.
§
Сильно вредят дуракам те, кто их хвалит.
§
Слово - тень дела.
§
Страх порождает лесть.
§
Суть дела не в полноте знания, а в полноте разумения.
§
Счастлив тот, кто при малых средствах пользуется хорошим расположением духа, несчастлив тот, кто при больших средствах не имеет душевного веселья.
§
Только та любовь справедлива, которая стремится к прекрасному, не причиняя обид.
§
Тот человек, у которого истинные друзья не остаются долго, имеет тяжелый нрав.
§
Тот, кто склонен противоречить и много болтать, не способен изучить то, что нужно.
§
У кого характер упорядочен, у тех и жизнь благоустроена.
§
Узнав секрет от друга, не выдавай его, сделавшись врагом: ты нанесешь удар не врагу, а дружбе.
§
Украшенье женщины - молчаливость; похвальна также и простота наряда.
§
Умеренность умножает радости жизни и делает удовольствие еще большим.
§
Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы.
§
Честный и бесчестный человек познаются не только из того, что они делают, но и из того, чего они желают.

0

19

Диоген Синопский (ок. 412 до н. э. — 323 до н. э.), древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киников.

Все находится во власти богов; мудрецы - друзья богов; но у друзей все общее; следовательно, все на свете принадлежит мудрецам.
§
Для того чтобы жить как следует, надо иметь или разум, или петлю.
§
Если ты подаешь другим, то подай и мне; если нет, то начни с меня.
§
Из этой жизни хорошо уйти, как с пира: не жаждая, но и не упившись.
§
Ищу человека!
§
Льстец - самый опасный из ручных животных.
§
Народу много, а людей немного.
§
Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а должны предупредительно давать потребное друг другу, причем первенство принадлежит отцу.
§
Причинять муки своим завистникам - это быть в хорошем настроении.
§
С правдой надо жить, как при огне: ни сильно приближаться, чтоб не ожег, ни далеко отходить, чтобы холодно не было.
§
Те безрассуднее скотов, кто утоляет жажду не водой, а вином.
§
Торжество над самим собой есть венец философии.
§
Бедность сама пролагает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле.
§
Злословец есть самый лютый из диких зверей, а льстец — самый опасный из ручных животных.
§
Обращайся с сановниками, как с огнем: не стой ни очень близко, ни очень далеко от них.
§
Протягивая руку друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак.
§
Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.
§
Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным.
§
Я чихаю только тогда, когда мне в нос попадает соринка, в других случаях я не чихаю.
§
Злодеи подчиняются своим страстям, как рабы хозяевам.
§
Для того, чтобы жить как следует, надо иметь или разум, или петлю.
§
На вопрос, почему люди подают милостыню нищим и не подают философам, он сказал: "Потому что они знают: хромыми и слепыми они, может быть, и станут, а вот мудрецами никогда".
§
Сладострастие — занятие людей, ничем другим не занятых.

0

20

Дионисий I (старший) (ок. 432 — 367 гг. до н.э.) - тиран (правитель) Сиракуз с 406 г. до н.э

В самом начале его правления Дионисий Старший был осажден восставшими против него гражданами, и друзья советовали ему сложить власть, если он не хочет умереть насильственной смертью; но он, посмотрев, как быстро падает бык под ударом мясника, сказал:
«Не стыдно ли мне, убоявшись столь краткой смерти, отказаться от долгой власти?»
Дионисий наложил на сиракузян побор: они взывали к нему и уверяли, что у них ничего нет. Видя это, он приказал взять с них и второй побор, и третий. Но когда, потребовав еще, он услышал, что сиракузяне над ним смеются, то распорядился прекратить побор. -
«Коли мы им уже смешны, — сказал он, — стало быть, у них уже и впрямь ничего больше нет».
Дионисия Старшего укоряли, что он чествует и выдвигает одного человека, дурного и всеми нелюбимого. Он ответил:
«Я хочу, чтобы хоть кого-то люди ненавидели больше, чем меня».
На вопрос, есть ли у него свободное время, Дионисий Старший ответил:
«Нет, и никогда пусть не будет!»
Нельзя отказываться от власти, пока ты на коне, можно — когда тащат за ноги.
§
Тиран Дионисий однажды оказался в окружении осаждавших его карфагенян; не было никакой надежды на спасение; когда же он решил спастись бегством, отплыв на корабле, один из его друзей решился сказать ему: «Прекрасный саван — единоличная власть».
§

0

21

Еврипид (ок. 480 —406 до н. э.) — драматург, представитель новой аттической трагедии.

Если ты ценишь свою жизнь, помни, что и другие не меньше ценят свою.
§
Зачем
О смертные, мы всем другим наукам
Стараемся учиться так усердно,
А речь, единую царицу мира,
Мы забываем? Вот кому служить
Должны мы все, за плату дорогую
Учителей сводя, чтоб, тайну слова
Познавши, убеждая - побеждать!
§
Звание свободного человека дороже всего.
§
Истинное мужество - осторожность.
§
Как нельзя порицать за невольный проступок, так нельзя и хвалить за вынужденное благодеяние.
§
Когда божество хочет наказать человека, оно прежде всего лишает его рассудка.
§
Когда двое говорят и один из них сердится - тот, кто уступает, - умнее.
§
Король должен помнить три вещи: что он управляет людьми, что он обязан управлять ими согласно с законами, что он не вечно будет управлять.
§
Кто знает, может быть жить, это значит умереть, а умереть — жить.
§
Лишь ласковый имеет дар пленять.
§
Мудрейшие из людей следуют своим собственным путём.
§
Не может быть добрым рожденный от злого отца.
§
Не умершего следует вам оплакивать, а рождающегося для тяжкой борьбы с невзгодами жизни.
§
Невоздержанный язык - худшее из зол.
§
О Зевс! Зачем ты дал людям верные признаки отличить настоящее золото от поддельного, тогда как у человека нет на теле ни одной приметы, по которой можно было бы узнать мерзавца.
§
От дара подлых рук добра не жди.
§
От малой искры до пожара
Людей язык доводит…
§
От подношений и боги становятся сговорчивыми.
§
Прекрасно сказано, что в споре двух сторон
Суд обе стороны обязан выслушать.
§
Существует ли более сильное и более мучительное страдание, чем бегство из родной страны?
§
У истинных друзей все общее.

0

22

Исократ (436 до н. э. — 338 до н. э.) — знаменитый афинский ритор, сын Феодора, ученик Горгия и других софистов.

Доверенные тебе тайны храни с большею тщательностью, нежели порученное тебе имущество, так как честные люди должны являться людьми, имеющими характер надежнее самой клятвы.
§
Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему.
§
Друзья при счастливых обстоятельствах должны являться лишь по приглашению, а в несчастьях - без приглашения, сами по себе.
§
Если нельзя не говорить о том, что раньше сказали другие, то следует попытаться сказать это лучше них.
§
К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе.
§
Когда хочешь посоветоваться с кем-нибудь о своем деле, обрати прежде всего внимание на то, как он устраивает свои собственные дела.
§
Люди плачут над вымыслами поэтов, а на подлинные страдания... взирают спокойно и равнодушно.
§
Настоящему мастеру слова следует не с пустяками возиться и не то внушать слушателям, что им бесполезно, а то, что и их избавит от бедности, и другим принесет великие блага.
§
Не делай частых и долгих посещений к одним и тем же лицам: ведь от всего бывает пресыщение.
§
Не думай, что, сделавши что-либо нехорошее, ты можешь скрыться, так как, скрывшись от других, ты не скроешься от своей совести.
§
Не скоро становись другом, а сделавшись раз, старайся им оставаться, потому что одинаково постыдно - не иметь ни одного друга и менять многих друзей.
§
Одна из первых обязанностей дружбы состоит в том, чтобы предупреждать просьбы друзей.
§
Принимайся говорить в двух случаях: или когда предмет своей речи обдумал ты ясно, или когда сказать о чем-нибудь необходимо; потому что только в этих двух случаях речь лучше молчания, а в остальных случаях гораздо лучше молчать, чем говорить.
§
Ученость - это сладкий плод горького корня.
§
Что постыдно делать, о том и говорить не считай приличным.

0

23

Клеобул (в VI веке до н. э.) один из «семи греческих мудрецов», был правителем (тираном) родосского города Линдоса.

Бери жену из ровни, ибо, если возьмешь из тех, кто знатней тебя, приобретешь не родственников, а господ.
§
Больше слушай, чем говори.
§
Будь здоров и телом и душой.
§
В счастье не следует быть чрезмерно самоуверенным, а в беде не следует терять уверенность.
§
Врага народа считай супостатом.
§
Добродетели свойственно, а пороку не свойственно избегать несправедливости.
§
Дочерей надо выдавать замуж по возрасту девицами, по разуму женщинами.
§
За вином слуг не наказывай, не то решат, что ты бесчинствуешь во хмелю.
§
К несправедливости питай ненависть, благочестие блюди.
§
Лучше быть ученым, чем неучем.
§
Мера лучше всего.
§
Над осмеиваемыми не тешься - наживешь в них врагов.
§
Нужно слушать, но не подслушивать.
§
Отца надо уважать.
§
Превратности судьбы умей выносить с благородством.
§
С враждой развязывайся.
§
С женой при чужих не ласкайся и не ссорься: первое - знак глупости, второе - бешенства.
§
Силой ничего не верши.

0

24

Леонид I (ок. 507 — 480 гг. до н.э.) - спартанский царь, погиб в битве при Фермопилах

Когда во время боя при Фермопилах кто-то воскликнул: «Из-за варварских стрел не видно солнца», — Леонид сказал:
«И хорошо, будем сражаться в тени»
Когда жена во время отъезда спросила Леонида, не скажет ли он ей чего-нибудь на прощанье, он сказал, обернувшись:
«Желаю тебе доброго мужа и добрых детей»
Когда кто-то сказал Леониду, что он ведет в бой слишком мало людей, он ответил:
«Слишком много — ведь они обречены на смерть»
Леонид приказал своим воинам завтракать, объявив, что обедать они будут уже в Аиде.
§
Один из спартанцев сказал: «Варвары уже рядом». Леонид ответил:

0

25

Лукиан (ок. 120 - ок. 190гг.) писатель-сатирик, известный как «Лукиан из Самосаты».


Брак обеспечивает необходимую преемственность рода человеческого.
§
Быстрая радость приятна, но если замедлит с приходом.
§
Всё это я, Лукиан, написал, зная глупости древних.
§
Всякий худой человек продырявленной бочке подобен.
§
Единственное настоящее богатство — душевное богатство, в остальном больше горя, нежели радости. Человеком с большим состоянием и богатым следует назвать того, кто умеет пользоваться своею собственностью.
§
Если ты тайну узнал, запечатай молчанием губы,
Ибо сокровищ важней речи иные беречь.
§
Коль улыбается счастье, тебе улыбаются люди…
§
Красоте присуще столь многое, что и для тех, кто придет на смену нам, всегда найдется, о чем сказать во славу красоты.
§
Кто сохнет над счетами и без устали увеличивает свой капитал, тот работает точно пчела над сотами, — мёд его соберут другие.
§
Лишнего, - пуще богатства надо слова охранять.
§
Много дружеских связей расторгнуто, много домов обращено в развалины - доверием к клевете.
§
Надо пользоваться не красотой книг и не их количеством, но их речью и всем, что в них написано.
§
Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой, - мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим.
§
Начало - половина всего.
§
Обезьяна и в золотых регалиях остаётся обезьяной.
§
Осёл, слушая игру на лире, лишь хлопает ушами.
§
От пользы до справедливости так же далеко, как от земли до звёзд.
§
Пока ты счастлив, у тебя есть друзья среди людей, есть друзья и среди богов; последние охотно выслушивают твои просьбы. Но случись с тобой несчастье, с тобой перестанут водить дружбу; с переменой счастья все разом становятся во враждебные отношения к тебе
§
Пользуйся своей собственностью — как человек, который должен умереть, свое же богатство береги — как человек, который должен долго жить. Умён тот, кто, помня это, умеет держаться середины между скупостью и расточительством.
§
Праздность всегда порождает в душе непостоянство.
§
Рим движется к неминуемой гибели, потому что певцы перестали воспитывать, а лишь развлекают.
§
Следует класть на язык свой печать, чтоб слова не молвить.
§
Слушай и молчи.
§
Ты делаешь из мухи слона.

0

26

Менандр (ок. 343 - ок. 291 гг. до н.э.) - поэт-комидиограф

Благодарность приятна вовремя.
§
Благородство нужно, чтобы друзьям служить.
§
Блажен тот, кому повезет с верным другом.
§
Будучи юным, повинуйся старшим.
§
В споре часто побеждают дерзость и красноречие, а не истина.
§
Взаимная любовь скрепляется детьми.
§
Власть придает словам отпечаток правды.
§
Во вражде друг ничем не отличается от врага.
§
Время — врач всех неизбежных зол.
§
Время залечивает все раны.
§
Выше высокомерия нет гнуснее порока.
§
Глубокий смысл в невысказанных словах.
§
Гляди на женские нравы, но не подражай им.
§
Гнев любящего недолог.
§
Да, слово — врач страданий человеческих, что в силах душу из недуга вызволить.
§
Даже во гневе тайны друга своего не открывай.
§
Для человека нет ничего хуже печали.
§
Добрая жена в доме как муравей, а злая жена как дырявая бочка.
§
Добро говорящему ничего, враждебного слову его, не предпринимай.
§
Друга своего хваля, себя хвалишь.
§
Дурной человек в речах познается.
§
Душе израненной доброе слово — лекарство.
§
Если собираешься жениться, то прежде разузнай, каков язык той женщины, которую ты себе выбрал в жены. Языкастая жена — это сущий яд.
§
Если ты направился к другу в гости, то вид его детей еще до того, как ты зашел в дом, скажет тебе, почитаем ли ты своим другом. Если дети встретят тебя радостно, можешь быть уверен, что друг любит тебя и ты ему дорог.
§
Если хочешь прожить без печали, не женись.
§
Желая быть верным, имей и верных друзей.
§
Женские ссоры выжигают весь дом.
§
Жить только для себя не значит жить.
§
Завистник — враг себе, ведь он терзается мученьем, добровольно им же выбранным.
§
Злая жена — навсегда печаль.
§
И в бурьяне бывает красивый цветок, и у простых людей — мудрое слово.
§
И друзей, и недругов нужно судить равной мерой.
§
Как великолепен человек, если это человек настоящий!
§
Когда ссорятся братья, не иди к ним и не пытайся их рассудить. Стой в стороне и не вмешивайся в их дела. Родные братья снова помирятся, а тебя возненавидят в сердце своем.
§
Кто на многое отваживается, тот неизбежно во многом и ошибается.
§
Кто, слушая дурное, не разгневался — надежно доказал свое злонравие.
§
Лучше встретить зло лицом к лицу, чем думать о нем.
§
Любовь растет от ожиданья долгого и быстро гаснет, быстро получив свое.
§
Мгла солнцу наносит вред, а распутная жена — имуществу мужа своего.
§
Многие — угощенью друзья, а не дружбе.
§
Много вина — мало ума.
§
Множимое языками причиной бывает бед.
§
Молчание может быть самым тяжким обвинением.
§
Мы все умны, когда дело идет о том, чтобы давать советы, но когда надо избегать промахов, мы не более как дети.
§
Не будь сварливым и неуживчивым, такие люди никогда не выходят из нищенского состояния.
§
Не во всем и не всем нужно верить.
§
Не избегай друга, в беде находящегося.
§
Не исследуй темного, если ты пренебрег ясным.
§
Не красота всякой женщины — золото, но ум и молчание.
§
Не радуйся кончине врага, ибо все люди смертны и ждет их дом вечности. Если есть у тебя враг, не моли Бога о его кончине, ибо, умерев, он ускользнет от всех земных зол. Молись, чтобы он обеднел, остался жив и всю жизнь стонал от горя.
§
Не следует ежедневно есть хлеб у того, кто богаче тебя. Когда ты бываешь у него за столом, он специально для тебя ничего не тратит, но если он придет к тебе, ты потратишь сразу все, что накопил за месяц, а потом тебя будут мучить угрызения совести.
§
Необдуманно вырвавшееся слово так же трудно удержать, как брошенный камень.
§
Нет ничего сильнее слова.
§
Нет ничего ужаснее гнева.
§
Никакого порока нет злей клеветы: чужой поступок обсуждая, клеветник на себя принимает позор.
§
Никакое добро не лучше друга.
§
Никогда не обвиняй ложно жены своей.
§
Никогда не помни прежних обид.
§
Никто не хочет быть в родстве с нищим.
§
Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы.
§
Обвинитель и судья не могут совмещаться в одном лице.
§
Обилие выпитого вина ведет к болтливости.
§
От законов природы никуда не укроешься.
§
Плохой муж — горше смерти.
§
Побеждает всегда подстрекатель.
§
Прежде всего приучись сдерживать язык.
§
Презирай болтуна, который прерывает собеседника, желая обязательно вставить слово.
§
Презирай распущенных людей, закосневших в пороке. Их нельзя исправить, как нельзя обуздать ветер.
§
Решив жениться, расспроси соседа, уже женатого.
§
Родителей всегда почитай наравне с Богом.
§
Скитальца и нищего встретив, не обходи.
§
Со временем всякая истина обнаружится.
§
Способно мудрое слово печаль врачевать.
§
Справедливый человек не тот, который не совершает несправедливости, а тот, который, имея возможность быть несправедливым, не желает быть таковым.
§
Ссоры любящих длятся недолго.
§
Старость не высмеивай — ведь ты идешь к ней.
§
Тот является отцом, кто воспитывает, а не тот, кто родит.
§
Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние. Сильно страдая, он только себя истязает, а покойнику нет от этого никакой пользы. Тот, кто умен, со слезами провожает умершего на кладбище, но, предав его земле, изгоняет из сердца скорбь.
§
Умеющий гнев сдержать позорных дел никогда не совершит.
§
Хорошую жену нелегко сыскать.
§
Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться.

0

27

Периандр (ок. 660 - ок. 585 гг. до н.э.) - второй коринфский тиран. Сын Кипсела и Кратеи.

Будь готов умереть за отечество.
§
В счастье будь умерен, в несчастье разумен.
§
В усердии - все.
§
Власть народная крепче тирании.
§
Выжидай благоприятного времени.
§
Главное в жизни - конец.
§
Допустив ошибку, исправляй ее.
§
К друзьям и в несчастье будь неизменен.
§
Кто хочет править спокойно, пусть охраняет себя не копьями, а общей любовью.
§
Наказывай не только за проступок, но и за намерение.
§
Наслаждение бренно - честь бессмертна.
§
Несчастья свои скрывай, чтобы не обрадовать врагов своих.
§
Ничего не делай за деньги: пусть нажива печётся о наживе.
§
Обдумывай все заранее.
§
Почему правитель боится оставить власть? - Потому что опасно и отречение, опасно и низложение.
§
Прекрасен покой, опасна опрометчивость, мерзостна корысть.
§
Сговора держись. Тайн не выдавай.
§
Сластолюбие минутно; добродетель бессмертна.
§
Что причина всего? - Время.
§
Что самое великое? - Здравый смысл.
§
Что такое свобода? - Чистая совесть.
§
Что ты обещал, то исполняй.

0

28

Питтак (651 до н. э. - 569 до н. э.) — древнегреческий мудрец, один из Семи мудрецов.

Взятое в залог следует возвращать.
§
Дело умных - предвидеть беду, пока она не пришла, дело храбрых - управляться с бедой, когда она пришла.
§
Держись истины, верности, опытности, правдивости, дружбы.
§
Желай всем нравиться.
§
Задумав дело, не говори о нем: не удастся - засмеют.
§
Знай всему пору.
§
Как отыскать дельного человека? Если искать с пристрастием, то такого и не найти.
§
Корысть ненасытна.
§
Не злословь ни о друге, ни даже о враге.
§
Неудачей не кори - бойся себе того же.
§
Никого не брани.
§
Победы должны быть бескровными.
§
Половина больше целого.
§
С неизбежностью и боги не спорят.
§
Самое великое, заключающееся в самом малом, есть здравый ум в теле человека.
§
Трудно быть хорошим.
§
Тщательно учитывай время.
§
Храни правду, верность, опытность, ловкость, товарищество, усердие.
§
Человека выказывает власть.
§
Что верно? — Земля.
§
Что неверно? — Море.
§
Что не ясно? — Будущее.

0

29

Пифагор Самосский (5 в. до н.э.)-философ, религиозный и политический деятель, математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев

Пифагор первым построил букву "Y" по примеру человеческой жизни.
Нижняя черточка буквы обозначает ранний возраст, неопределившийся еще, с отрочества начинается развилка - правый путь труден, но праведен, левый легче, но приводит к падению и гибели.
Y
Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.
§
Благоразумная супруга! Если желаешь, чтобы муж твой свободное время проводил подле тебя, то постарайся, чтоб он ни в каком ином месте не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности.
§
Будь благословенно божественное число, породившее богов и людей.
§
Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.
§
Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем.
§
Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.
§
Все исследуй, давай разуму первое место.
§
Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость.
§
Делай великое, не обещая великого.
§
Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык.
§
Для того чтобы жить долго, приобрети для себя старого вина и старого друга.
§
Дружба есть равенство.
§
Душа совершает круг неизбежности, чередою облекаясь то в одну, то в другую жизнь.
§
Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок.
§
Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.
§
Жизнь подобна зрелищу; в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места.
§
Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные - торговать, а самые счастливые - смотреть.
§
Законодательство должно быть голосом разума, а судья - голосом закона.
§
Из двух человек одинаковой силы сильнее тот, кто прав.
§
Избери лучшее, а привычка сделает его приятным и легким.
§
Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.
§
Как ни коротки слова "да" и "нет", все же они требуют самого серьезного размышления.
§
Как старинное вино непригодно к тому, чтобы его много пить, так и грубое обращение непригодно для собеседования.
§
Кубок жизни был бы сладок до приторности, если бы не падало в него горьких слез.
§
Лесть подобна оружию, нарисованному на картине: она доставляет приятность, а пользы никакой.
§
Молчи или говори что-нибудь получше молчания.
§
Мудрый! Если ты желаешь возвестить людям какую-либо важную истину, облеки оную в одежду общего мнения.
§
Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.
§
Не давай полной воли своему воображению. Оно произведет чудовищ.
§
Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.
§
Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за прошедший день.
§
Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой.
§
Не пекись о снискании великого знания: из всех знаний нравственная наука, быть может, есть самая нужнейшая, но ей не обучаются.
§
Не поднимайте пыли на жизненном пути.
§
Не рассуждай с детьми, с женщинами и с народом.
§
Не суди о своем величии по своей тени при заходе солнца.
§
Неразумные при выпивании вина доходят до опьянения, а при несчастьях - до совершенной потери ума.
§
Никто не должен преступать меру ни в пище, ни в питии.
§
Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчестному власть.
§
Одно и то же, что от полыни горечь отнять и что у слова дерзость отсечь.
§
Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь.
§
Омывай полученную обиду не в крови, а в Лете, реке забвения.
§
Погрешности свои старайся не прикрывать словами, но врачевать обличениями.
§
Полезнее камень наобум бросить, чем слово пустое.
§
Похоти уступай зимой, не уступай летом; менее опасна она весной и осенью, опасна же во всякую пору и для здоровья нехороша.
§
Прежде всего не теряй самоуважения!
§
Прежде старайся исследовать вещи, находящиеся вблизи тебя, затем те, которые удалены от твоего зрения.Просыпаясь утром, спроси себя:
"Что я должен сделать?" - Вечером, прежде чем заснуть: "Что я сделал?"
Привычка и с рабством примиряет.
§
Пьянство есть упражнение в безумстве.
§
Садись за жизненный пир, но не облокачивайся на него.
§
Спроси у пьяницы, как бы он мог перестать пьянствовать? Я отвечу за него: пусть почаще вспоминает о делах, какие он делает в пьяном виде.
§
Старайся прежде быть мудрым, а ученым - когда будешь иметь свободное время.
§
Статую красит вид, а человека - деяния его.
§
Сыщи себе верного друга, имея его, ты можешь обойтись без богов.
§
Только неблагородный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить.
§
Только одно божество может обладать всеобъемлющей мудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней.
§
Трудно идти по жизни несколькими путями одновременно.
§
У друзей все общее, и дружба есть равенство.
§
У хвастунов, так же как и в позолоченном оружии, внутреннее не соответствует наружному.
§
Уходя на чужбину, не оборачивайся.
§
Человек умирает в опьянении от вина; он беснуется в опьянении от любви.
§
Человек, оказавшийся в плену своих страстей, свободным быть не может.
§
Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушным и к порицанию, и к похвале.
§
Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью.
§
Юноша! Если ты желаешь себе жизни долгоденственной, то воздержи себя от пресыщения и всякого излишества.
§
Юные девицы! Памятуйте, что лицо лишь тогда бывает прекрасным, когда оно изображает изящную душу.

0

30

Платон (428 или 427 до н. э.— 348 или 347 до н. э.) —древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя — Аристокл.


Бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности.
§
Бог в нас самих.
§
Богатство развратило душу людей роскошью, бедность вскормила страданием и довела до бесстыдства.
§
Быть обманываемым самим собою - хуже всего, потому что в таком случае обманщик постоянно присутствует при обманываемом.
§
В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не себя самих.
§
В шутку, а не всерьез.
§
Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.
§
Высокие вещи должны вмещать и низкие, хотя и в другом состоянии.
§
Гимнастика есть целительная часть медицины.
§
Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают.
§
Для соразмеренности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой.
§
Изменчивей хамелеона.
§
Книга - немой учитель.
§
Крайняя несправедливость - казаться справедливым, не будучи таким.
§
Красиво сказанная речь о прекрасных деяниях остается в памяти слушающих, к чести и славе тех, кто эти дела совершил.
§
Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже.
§
Кто в верности не клялся никогда, тот никогда ее и не нарушит.
§
Кто не совершает несправедливости - почтенен; но более чем вдвое достоин почета тот, кто и другим не позволяет совершать несправедливостей.
§
Любимое часто ослепляет любящего.
§
Не прибавляй огонь к огню.
§
Невежественными бывают только те, которые решаются такими оставаться.
§
Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим.
§
Никто не становится хорошим человеком случайно.
§
Ничто не является более тягостным для мудрого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи больше времени, чем они того заслуживают.
§
Основа всякой мудрости есть терпение.
§
Относительно всякого брака пусть соблюдается одно предписание: каждый человек должен заключать брак, полезный для государства, а не только наиболее приятный для самого себя.
§
Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились два порока.
§
Политика — это искусство жить вместе.
§
Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо, — вот цель разумной жизни.
§
Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь.
§
Речь истины проста.
§
Сколько рабов, столько врагов.
§
Сократ - друг, но самый близкий друг - истина.
§
Справедливость — вот добродетель душ великих.
§
Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.
§
Тесная дружба бывает у сходных меж собою людей.
§
Только мертвец увидит конец войны.
§
Угождать во имя добродетели прекрасно во всех случаях.
§
Хорошее начало - половина дела.
§
Человек любящий божественнее человека любимого.
§
Человек, поглупевший от суеверия, есть презреннейший из людей.
§
Чтобы приобрести расположение друзей и приятелей при житейских сношениях с ними, следует оценивать их услуги, оказываемые нам, выше, чем это делают они сами; наоборот, наши одолжения друзьям надо считать меньшими, чем это полагают наши друзья и приятели.
§
Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить?

0


Вы здесь » Цитаты » ПОПУЛЯРНЫЕ ЦИТАТЫ » Древняя Греция