Цитаты

Объявление

html clock code информер времени

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Цитаты » ПОПУЛЯРНЫЕ ЦИТАТЫ » Древняя Греция


Древняя Греция

Сообщений 31 страница 44 из 44

31

Плутарх (ок. 45 — ок. 127) — древнегреческий философ, биограф, моралист.

Беседа должна быть столь же общим достоянием пирующих, как и вино.
§
Бог — это надежда для храброго, а не оправдание для трусливого.
§
Болтун хочет заставить себя любить и вызывает ненависть, хочет оказать услугу - и становится навязчивым, хочет вызвать удивление - и делается смешным; он оскорбляет своих друзей, служит своим врагам.
§
Всякое дело у разумных супругов решается с обоюдного согласия, но так, чтобы главенство мужа было очевидным и последнее слово оставалось за ним.
§
Всякое заблуждение пагубно, но там, где к нему примешивается страсть, оно пагубно вдвойне.
§
Высшая мудрость - философствуя, не казаться философствующим и шуткой достигать серьезной цели.
§
Два основных достояния человеческой природы - это ум и рассуждения.
§
Движение - кладовая жизни.
§
Если похвально благотворить друзьям, то нет постыдного и в том, чтобы принимать помощь от друзей.
§
Есть три способа отвечать на вопросы: сказать необходимое, отвечать с приветливостью и наговорить лишнего.
§
Желание мешает нам пользоваться тем, что мы имеем.
§
Жена невыносима такая, что хмурится, когда муж не прочь с ней поиграть и полюбезничать, а когда он занят серьезным делом, резвится и хохочет: первое означает, что муж ей противен, второе - что она к нему равнодушна.
§
Жениться следует не глазами и не пальцами, как это делают некоторые, подсчитывая, сколько за невестой приданого, вместо того чтобы выяснить, какова она будет в совместной жизни.
§
Животное от животного не отличается так сильно, как человек от человека.
§
Заводить собственных друзей жена не должна; хватит с нее и друзей мужа.
§
Злобе и вспыльчивости не место в супружеской жизни. Замужней женщине к лицу строгость, но пусть эта резкость будет полезной и сладкой, как у вина, а не горькой, как у алоэ, и неприятной, словно лекарство.
§
Злорадство — наслаждение чужим горем.
§
Злоречивый язык выдает безрассудного.
§
Из золотой чаши пить отраву и от друга коварного совет принять - одно и то же.
§
Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить.
§
Избегать столкновений мужу с женой и жене с мужем следует везде и всегда, но больше всего на супружеском ложе... Ссорам, перебранкам и взаимному оскорблению, если они начались на ложе, нелегко положить конец в другое время и в другом месте.
§
Или как можно короче, или как можно приятнее.
§
Как вороны налетают, чтобы выклевать очи мертвых, так и льстецы, обсев, богатство неразумных растаскивают.
§
Клеветы и злоречия надо остерегаться, как ядовитого червя на розе, - они скрыты тонкими и лощеными оборотами.
§
Когда из мира уходит солнце, все омрачается, так же и беседа, лишенная дерзости, вся не на пользу.
§
Когда ты бранишь других, смотри, чтобы ты сам был далек от того, за что другим выговариваешь.
§
Кто держится с женой слишком сурово, не удостаивая шуток и смеха, тот принуждает ее искать удовольствий на стороне.
§
Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос.
§
Кто хочет соблюсти пристойность в насмешках, должен понимать различие между болезненным пристрастием и здравым увлечением... насмешки над первым оскорбляют, а над вторым воспринимаются благосклонно...
§
Лесть подобна тонкому щиту, краской расцвеченному: смотреть на него приятно, нужды же в нем нет никакой.
§
Ловля с помощью отравы позволяет легко и быстро добыть рыбу, но портит ее, делая несъедобной; так и жены, которые ворожбою или приворотными зельями стараются удержать при себе мужей, чувственными наслаждениями пленяют их, но живут потом с умалишенными.
§
Любовь всегда многообразна как во многих отношениях, так и в том, что затрагивающие ее шутки одних тяготят и вызывают у них негодование, а другим приятны. Тут надо сообразовываться с обстоятельствами момента.
§
Малые погрешности кажутся большими, если обнаруживаются в поведении тех, кому доверена власть.
§
Медицина заставляет нас умирать продолжительнее и мучительнее.
§
Менее обидна насмешка и в том случае, если она в какой-то мере относится и к самому говорящему...
§
Мне не нужно друга, который, во всем со мной соглашаясь, меняет со мною взгляды, кивая головой, ибо тень то же делает лучше.
§
Мужество и стойкость потребны людям не только против оружия врагов, но и равным образом против всяких ударов.
§
Мы часто задаем вопрос, не в ответе нуждаясь, а стремясь услышать голос и снискать расположение другого человека, желая втянуть его в беседу...
§
Надежда есть и у тех, у кого больше ничего нет.
§
Надо учитывать и состав присутствующих: то, что вызовет у вышучиваемого смех в обществе друзей и сверстников, будет ему неприятно услышать в присутствии жены или отца, или учителя...
§
Нас делает счастливыми именно излишнее, а не то что всем необходимо.
§
Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо.
§
Не должно никогда ничего уничтожать, не будучи уверенным в возможности заменить уничтожаемое столь же выгодно.
§
Не на приданое, не на знатность, не на красоту свою следует полагаться жене, а на то, чем по-настоящему можно привязать к себе мужа: на любезность, добронравие и уступчивость, и качества эти проявлять каждодневно не через силу, а радостно и охотно.
§
Не прав был Геродот, сказав, что вместе с одеждой женщина совлекает с собой стыд; напротив, женщина целомудренная, снимая одежду, облекается в стыд, и чем больше стыдливости между супругами, тем большую любовь это означает.
§
Немного пороков достаточно, чтобы омрачить многие добродетели.
§
Непрестанно учась, к старости я прихожу.
§
Ни одно произнесенное слово не принесло столько пользы, сколько множество несказанных.
§
Никакое тело не может быть столь крепким, чтобы вино не могло повредить его.
§
Очень важно также следить за тем, чтобы насмешка пришлась кстати в обстановке общего разговора, в ответ на чей-либо вопрос или шутку, а не вторгалась в застолье как нечто чуждое и заранее подготовленное.
§
Победившие спят слаще побежденных.
§
Подчас не без пользы бывает заткнуть обидчику рот остроумной отповедью; такая отповедь должна быть краткой и не обнаруживать ни раздражения, ни ярости, но пусть она умеет со спокойной улыбкой немного укусить, возвращая удар.
§
Поначалу особенно следует молодоженам остерегаться разногласий и стычек, глядя на то, как недавно склеенные горшки легко рассыпаются от малейшего толчка; зато со временем, когда места скреплений станут прочными, ни огонь, ни железо их не берут.
§
Порядочная женщина... даже разговоры не должна выставлять напоказ, и подавать голос при посторонних должно быть ей так же стыдно, как раздеваться при них, ибо голос выдает и нрав говорящей, и свойства ее души, и настроение.
§
Потребность любить создает привязанности вымышленные.
§
Почему на Кноссе обычай, чтобы должник выкрадывал свой долг у заимодавца? Может быть, так делали для того, чтобы можно было обвинить в грабеже и тем строже наказать неоплатного должника?
§
Почести меняют нравы, но редко в лучшую сторону.
§
Правда необорима, если ее высказывают умело.
§
Правдивое дело, раз оно правильно изложено, несокрушимо.
§
Предатели предают, прежде всего, себя самих.
§
Разговаривать жена должна только с мужем, а с другими людьми - через мужа, и пусть этим не огорчается.
§
Речь политического деятеля не должна быть ни юношески пылкой, ни театральной, как речи парадных ораторов, плетущих гирлянды из изящных и увесистых слов...
§
Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах.
§
Сластолюбивый муж делает жену распутной и похотливой; супруга порядочного и добродетельного человека становится скромной и целомудренной.
§
Смелость - начало победы.
§
Совершать дурные поступки - низко, делать добро, когда это не сопряжено с опасностью,- вещь обычная. Хороший человек - тот, кто делает большие и благородные дела, даже если он при этом рискует всем.
§
Сострадание — есть горе о чужом несчастье, зависть — есть горе о чужом счастье.
§
Справедливый муж повелевает женою не как хозяин собственностью, но как душа телом; считаясь с ее чувствами, и неизменно благожелательно.
§
Суровость делает отталкивающим целомудрие жены. равно как и неопрятность - ее простоту.
§
У наказываемого не остается повода упорствовать против исправления, если он сознает, что наказан не в порыве гнева, а на основании беспристрастного изобличения.
§
Украшает женщину то, что делает ее более красивой, но делает ее таковою не золото, изумруды и пурпур, а скромность, благопристойность и стыдливость.
§
Умная жена, пока разгневанный муж кричит и бранится, хранит молчание, и лишь когда он умолкает, заводит с ним разговор, чтобы смягчить его и успокоить.
§
Учёность — единственное, что в нас божественно и бессмертно; величайшие преимущества, которыми одарена человеческая природа, это разум и речь.
§
Характер есть не что иное, как долговременный навык.
§
Хотя мальчишки побивают лягушек камнями ради забавы, но лягушки умирают по-настоящему.
§
Целомудренная супруга должна показываться на людях не иначе как с мужем, а когда он в отъезде, оставаться невидимой, сидя дома.
§
Человек здравомыслящий должен остерегаться вражды и озлобления.
§
Человек может быть только тем, чем он есть.
§
Я не нуждаюсь в друге, который повторяет каждый мой жест: это проделывает гораздо лучше моя тень.
§
Я удивляюсь тому, кто допустил на своем столе искаженные формы мёртвых тел и потребовал для своего ежедневного питания то, что ещё так недавно представляло собою существа, одаренные движением, пониманием и голосом.

0

32

Протагор (ок. 490 до н. э. — ок. 420 до н. э.) — древнегреческий философ. Один из старших софистов.

Нет ни искусства без упражнения, ни упражнения без искусства.
§
О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию, - и вопрос темен, и людская жизнь коротка.
§
Упражнение дает больше, чем хорошее природное дарование.
§
Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют.
§
Что каждому кажется, то и достоверно.

0

33

Сократ (ок. 470 - 399 гг. до н. э.) - философ, родоночальник диалектики.

Может ли ошибаться по своей воле рассудительный человек, если "рассудительность" предпологает добродетель, а добродетель исключает сознательные ошибки.
Парадокс сформулированный Сократом
Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.
§
Богатство и известность не приносят никакого достоинства.
§
Брак, если уж говорить правду, зло, но необходимое зло.
§
Быть довольным — это наше природное богатство, роскошь — это искусственная бедность.
§
Быть ниже самого себя — невежественность, а быть выше самого себя не что иное, как мудрость.
§
В каждом человеке — солнце. Только дайте ему светить.
§
В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества - приличие, а признак щегольства - излишество.
§
Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.
§
Высшая мудрость - различать добро и зло.
§
Голод — лучшая приправа к пище.
§
Добрым людям следует доверяться словом и разумом, а не клятвой.
§
Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему.
§
Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
§
Есть одно только благо - знание и одно только зло - невежество.
§
Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая - станешь философом.
§
Женишься ты или нет - все равно раскаешься.
§
Заговори, чтобы я тебя увидел.
§
Здоровье — не всё, но всё без здоровья ничто.
§
Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.
§
Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны!
§
Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего тела и души.
§
Когда слово не бьет, то и палка не поможет.
§
Красота - это королева, которая правит очень недолго.
§
Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!
§
Лживые слова не только коварны сами по себе, но также заражают душу злом.
§
Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.
§
Лучше подвергаться несправедливости, чем самим совершать её.
§
Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это - яд, тем более опасный, что он приятен.
§
Люди дурные живут для того, чтобы есть и пить, люди добродетельные едят и пьют для того, чтобы жить.
§
Людям легче держать на языке горячий уголь, чем тайну.
§
Молодым людям следует почаще смотреться в зеркало: красивым, чтобы не срамить своей красоты, безобразным, чтобы воспитанием скрасить безобразие.
§
Мудрость - царица неба и земли.
§
Нельзя врачевать тело, не врачуя души.
§
Природа наделила нас двумя ушами, двумя глазами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.
§
Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает.
§
Распаляется пламя ветром, а влечение - близостью.
§
Смерть — это величайшая иллюзия человечества. Когда мы живём — её ещё нет, когда мы умерли — её уже нет.
§
Совершеннейшим из людей можно считать того человека, который стремится к совершенству; счастливейшим же из людей можно считать того, кто сознаёт, что он уже достигает своей цели.
§
Там нет прекрасного, где нет доброго и полезного.
§
Творец в своих произведениях должен выражать состояние души.
§
То, что я понял, - прекрасно, из этого я заключаю, что и остальное, чего я не понял, - тоже прекрасно.
§
Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры.
§
Тот у кого честный образ мыслей и острый ум, тот счастливый.
§
У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.
§
Хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи.
§
Хороший советник лучше любого богатства.
§
Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже.
§
Чем больше узнаю людей, тем больше ценю мою собаку.
§
Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.
§
Это изумляет: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий может назвать, сколько он имеет друзей, - настолько они не в цене.
§
Я знаю только то, что я ничего не знаю, но многие не знают даже этого!
§
Я хочу при помощи гимнастики всего тела сделать его более уравновешенным.

0

34

Солон (ок. 637 - ок. 559 гг. до н. э.) - афинский архонт, один из семи мудрецов Древней Греции

Богам - почет, родителям - честь.
§
Будучи поставлен во власть, не употребляй на должности при себе лукавых людей, ибо в чем они погрешат, за то обвинят тебя как начальника.
§
В великих делах всем нравиться нельзя.
§
Во всем нужна мера.
§
Друзей приобретай не спеша, а приобретенных не отвергай.
§
Забота об излишнем часто соединяется с потерей необходимого.
§
Законы подобны паутине: если в них попадается бессильный и легкий, они выдержат, если большой - он разорвет их и вырвется.
§
Избегай удовольствия, которое рождает печаль.
§
К другу не учащай ходить, дабы, пресыщенный тобой, он не возненавидел тебя.
§
Когда Солона спросили, какое государство самое благоустроенное, он ответил:
То, в котором необиженные преследуют судом и наказывают обидчиков не менее, чем обиженные.
Кто для многих страшен, тот должен многих бояться.
§
Мера человеческой жизни 70 лет.
§
Мне дороже всего жить под народовластием.
§
Молчание скрепляет речи, а своевременность скрепляет молчание.
§
На вопрос, как изжить преступления среди людей, он ответил:
Нужно, чтобы пострадавшим и не пострадавшим было одинаково тяжело.
Начальника, замеченного в пьянстве, наказывать смертью.
§
Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон.
§
Опьянение есть истинное безумие, оно нас лишает наших способностей.
§
От богатства родится пресыщение, от пресыщения - спесь.
§
Пока живёшь — поучайся. Не жди, чтоб старость принесла с собой мудрость.
§
Прежде чем приказывать, научись повиноваться.
§
Прекрасное дается нелегко.
§
Проводящего жизнь в праздности всякий имеет право обвинить перед судом.
§
Равенство не рождает войну.
§
Слово есть образ дела.
§
Со всеми людьми осторожен будь -
Не таят ли злобу в сердце своем
За светлым лицом,
И из черной души
Не двойной ли язык лукавит?
§
Советуй не то, что всего приятнее, а то, что всего лучше.
§
Справедливость воцарится тогда, когда каждый будет воспринимать чужую обиду как свою.
§
Стар становлюсь, но всегда многому всюду учусь…
§
Только тогда принимай в руки власть, когда научишься повиноваться.
§
Требуя ответа от других, и сам давай отчет.
§
Упрекай друга наедине, хвали - публично.
§
Царь лишь тот, кто всех сильней.

0

35

Софокл (ок. 496 - 406 гг. до н. э.) - поэт - драматург, один из трех великих представителей античной трагедии

Блаженна жизнь, пока живешь без дум.
§
В воде ты лишь свое лицо увидишь,
В вине узришь и сердце ты чужое.
§
В опьянении всякий - невольник гнева и беглец ума.
§
Великие дела не делаются сразу.
§
Время открывает все сокрытое и скрывает все ясное.
§
Если я Софокл, то я не безумен. Если я безумен, то я не Софокл.
§
Как страшен может быть разум, если он не служит человеку.
§
Кого бог хочет погубить, того он сначала лишает разума.
§
Лучше будь прост да честен, чем умен и лжив.
§
Много говорить и много сказать - не есть одно и то же.
§
Мудрость - родная мать счастья.
§
На тех, кто впал без умысла в ошибку, не гневаются сильно.
§
Не помогает счастье нерадивым.
§
Один момент раскроет вам злодея,
но честный познается лишь годами.
§
Победа - это состояние ума, которое наступает в результате того, что человек сделал всё что мог.
§
Слушай и молчи.
§
Счастье сопутствует не малодушным.
§
Ум, несомненно, первое условие для счастья.

0

36

Теофраст (372 - 287гг. до н. э.) - естествоиспытатель и философ, один из первых ботаников.

В жизни больше пустого, чем полезного.
§
Время - самое драгоценное из всех средств.
§
Гордость - это своего рода презрение ко всем другим, кроме самого себя.
§
Едва начав жить, мы умираем; поэтому нет ничего бесполезнее, чем погоня за славой.
§
Если ты не воспитан и молчишь, то воспитан, если же воспитан и молчишь, то прекрасно воспитан.
§
Если ты неуч и молчишь, то ведешь себя умно, если же учен и молчишь, то глупо.
§
Молодиться - это значит поздно приниматься за образ жизни, не соответствующий возрасту.
§
Надежней конь без узды, чем речь без связи.
§
Ни тщеславием, ни красотой одежд или коней, ни украшением не добывай чести, но мужеством и мудростью.
§
Нравственное уродство - равнодушие к плохим поступкам и словам.
§
Самая большая трата, какую только можно сделать, - это трата времени.
§
Стыдись себя сам, тогда другой тебя не пристыдит.

0

37

Фалес из Милета (ок. 625 - ок. 547 гг. до н. э.) - мыслитель, родоночальник античной философии и науки, основатель милетской школы.

Фалесу принадлежит докозательство положения о равенстве двух треугольников по одной стороне и двум прилежащим углам.
Фалес измерил высоту египетских пирамид по их тени.
Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума - в знании.
§
За три вещи благодарен я судьбе: во-первых, что я человек, а не животное; во-вторых, что я мужчина, а не женщина; в-третьих, что я эллин, а не варвар.
§
Как легче всего переносить несчастья? – Если видеть врагов своих в еще худшем положении.
§
Кто счастлив? – Тот, кто здоров телом, одарен спокойствием духа и развивает свои дарования.
§
Многая речь на устах - еще не залог разуменья.
§
Мудрее всего - время, ибо оно раскрывает все.
§
Мы верим, что во всех наших сокровенных помыслах присутствует воля небес.
§
Надо не с виду быть хорошим, а с норову пригожим.
§
Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях.
§
Невежество – тяжкое бремя.
§
О друзьях должно помнить не в присутствии только их, но и в отсутствие.
§
Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями.
§
Поучай и учись лучшему.
§
Прекрасней всего космос, ибо он творение бога.
§
Пусть никакие толки не отвратят тебя от тех, кто тебе доверился.
§
Самое трудное - познать самого себя, самое легкое - давать советы другим.
§
Сильнее всего - неизбежность, ибо она властвует всем.
§
"Соблюдай меру"
Это изречение Фалеса начертано у входа в храм Аполлона в Дельфах
Те, кто совершают грех, не могут спрятаться от божьего ока и даже не могут утаить от него свои мысли.
§
Человека, нашептывающего клевету на других, изгоняй из дома.
§
Что больше всего? – Величайшее пространство, которое вмещает все.
§
Что быстрее всего? – Быстрее всего ум, он обегает все.
§
Что легко? – Давать советы другим.
§
Что прекраснее всего? – Мир, ибо он творение бога.
§
Что самое общее для всех? - Надежда; ибо если у кого и ничего нет, то она есть.

0

38

Феогнид (6в. до н. э.) - поэт-лирик

Вино, если его пить не в меру, и неблагоразумного и мудрого человека делает одинаково легкомысленными.
§
Добрые речи ведите, за чашей веселою сидя,
И избегайте душой всяческих ссор и обид.
§
Есть невозможные вещи. О них никогда и не думай. То, что сделать нельзя, сделать не сможешь вовек.
§
Льву и тому не всегда угощаться приходится мясом,
Как ни силен, и его может постигнуть нужда.
§
Мне ненавистны жена-непоседа и муж ненасытный,
Любящий плугом своим ненасытным пашню чужую пахать.
§
Не сообразно жене молодой принадлежать мужу старому, ибо подобно челноку, привязанному к кораблю, она не может сообразоваться с движениями кормы и не имеет под собою якоря, но, оторвав веревки, часто по ночам находит другую пристань.
§
Обдумывай по дважды и по трижды то, что приходит тебе на ум.
§
Пресыщение рождает наглость, когда человеку дурному выпадает на долю счастье и когда человек этот не обладает здравым умом.
§
Различным образом испытывай нрав друзей, особенно же смотри, каков кто во гневе.

0

39

Филипп II Македонский (ок. 382 — 336 гг. до н.э.) - царь Македонии с 356 г. до н.э., отец Александра Македонского, покоритель Греции

Когда его друзья возмущались, что на Олимпийских играх его освистали пелопоннесцы, с которыми он так хорошо обошелся,Филипп сказал:
«Что же было бы, если бы я с ними дурно обошелся?»
Когда Филипп хотел взять одно хорошо укрепленное место, а лазутчики доложили, будто оно отовсюду труднодоступно и необозримо, он спросил:
«Так ли уж труднодоступно, чтобы не прошел и осел с золотым грузом?»
Осел, нагруженный золотом, возьмёт любую крепость.
§
Собравшись сделать остановку в красивом месте, но вдруг узнав, что там нет травы для вьючного осла, Филипп сказал:
«Вот наша жизнь: живем так, чтобы ослам было по вкусу!»

0

40

Хилон (596 - 528 гг. до н. э.) - Спартанец, политический деятель и поэт, один из семи мудрецов Древней Греции.

Брак справляй без пышностей.
§
Будь защитником своей семьи.
§
В пути не торопись.
§
Выпивая, не болтай: промахнешься.
§
Если тебе причинили ущерб — примирись, если оскорбили — отомсти.
§
Если у тебя крутой нрав, проявляй спокойствие, чтобы тебя скорее уважали, чем боялись.
§
За порукой - расплата.
§
Истрачивая деньги на ненужное, ты мало будешь иметь их на необходимое.
§
К друзьям спеши проворнее в несчастье, чем в счастье.
§
К тому, кто суется в чужие дела, питай ненависть.
§
Когда говоришь, руками не размахивай, это знак безумства.
§
Лучше избирай наказание, нежели гнусную корысть, ибо первое огорчит на один раз, а второе навсегда.
§
На обеды друзей ходи медленно, на беды — быстро.
§
Над подавшим в беду не смейся.
§
Не грозись: это дело бабье.
§
Не желай невозможного.
§
Не злословь о ближнем, чтобы не услышать такого, чему сам не порадуешься.
§
Не позволяй твоему языку опережать твою мысль.
§
О мертвых следует говорить или хорошо, или ничего.
§
"Познай самого себя"

Интерпретируется так: только победа способна сказать человеку о самом себе, каков он: сильный или слабый, достойный признания или нет.
Фраза Хилона из Эфора высеченная на фронтоне входа в дельфийский храм Апполона.
Предпочитай убыток позорной прибыли: первое огорчит один раз, второе будет огорчать всегда.
§
Пробным камнем испытывают золото, а золотом испытывается человек.
§
Самому умному философу трудно отвечать на глупые вопросы.
§
Сдерживай язык, особенно в застолье.
§
Хорошо начальствовать учись на своем доме.

0

41

Эзоп (6 в. до н. э.) - баснописец.

Благодарность - признак благородства души.
§
Вдвойне тяжелее переносить обиды со стороны тех людей, от которых мы всего менее вправе ожидать их.
§
Велико ли, мало ли зло, его не надо делать.
§
Даже страх смягчается привычкой.
§
Для людей работа является наслаждением.
§
Если кому-нибудь везет, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей; а кто завидует, тот себе же делает хуже.
§
Если тебе не спастись от смерти, умри, по крайней мере, со славой.
§
Если человек берется за два дела, прямо противоположных друг другу, - одно из них непременно не удастся ему.
§
Истинное сокровище для людей - умение трудиться.
§
Истинный друг познается в несчастье.
§
Когда посетит тебя горе, взгляни вокруг и утешься: есть люди, доля которых еще тяжелее твоей.
§
Кто хвастает перед тем, кто его знает, заслуженно поднимает себя на смех.
§
Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой.
§
Надменный и упрямый делает все по-своему, не слушает ничьих советов и скоро становится жертвой своих заблуждений.
§
Не всегда будет лето.
§
Не заводи знакомства с теми, кто новых друзей предпочитает старым. Знай: как изменили нам, своим испытанным товарищам, так изменят и новым.
§
Ненасытное честолюбие помрачает ум человека, и он не замечает грозящих ему опасностей.
§
Нет ничего столь совершенного, чтобы быть свободным от всяких упреков.
§
Одна ласточка весны не делает.
§
Осла и в львиной шкуре по крику узнаешь.
§
Старайтесь присоединить к красоте прочные качества.

0

42

Эпикур (341 - 270 гг. до н. э.) - философ - материалист.

Величайший плод справедливости - безмятежность.
§
Всем желаниям следует предъявлять такой вопрос: что будет со мною, если исполнится то, чего я ищу, вследствие желания, и - если не исполнится?
§
Из всего того, что мудрость доставляет себе для счастья всей жизни, самое важное есть обладание дружбой.
§
Лучше не бояться, лежа на соломе, чем быть в тревоге на золотом ложе.
§
Мудрый выбирает себе друга веселого и сговорчивого.
§
Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно.
§
При философской дискуссии больше выигрывает побежденный - в том отношении, что он умножает знания.
§
Редко судьба препятствует мудрому.
§
Смерть для человека - ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем.
§
Совсем ничтожен тот, у кого есть много причин для ухода из жизни.
§
Мудрец не примет участия в государственных делах, если только к этому его кто-нибудь не принудит.
§
Конечная цель блаженной жизни — телесное здоровье и душевная безмятежность.
§
Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума — счастливым.
§
Мы ценим свой характер как свою собственность, хорош ли он и уважается ли людьми или нет; так должно ценить и характер других.
§
Никакое наслаждение само по себе не есть зло; но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений.
§
Для получения больших наслаждений необходимо себя ограничивать.
§
Кому малого недостаточно, тому ничего не достаточно.
§
Иные всю жизнь готовят себе средства к жизни.
§
Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным.
§
Величайший плод ограничения желаний — свобода.
§
Необходимость есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью.
§
Законы изданы ради мудрых — не для того, чтобы они не делали зла, а для того, чтобы им не делали зла.
§
Пусты слова того философа, которыми не лечится никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни из души.

0

43

Эсхил (ок. 525 - 456 гг. до н. э.) - поэт-драматург, "отец трагедии"

Двойною плетью хлещут празднословного.
§
Если сила соединяется со справедливостью, то что может быть сильнее этого союза?
§
Легко счастливому поучать несчастного.
§
Любовь, если можно любовью назвать безумной похоти женской власть, опаснее чудовищ, страшнее бури.
§
Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны.
§
Не повышай голоса, рассказ ведя неторопливо. Строгого спокойствия пусть будут ваши лица и глаза полны.
§
Незавидна участь того, кому никто не завидует.
§
Нельзя преодолеть необходимость.
§
Родства и дружбы сила велика.
§
Свершивший да несет последствия дел своих.
§
Страшен брак по принуждению.
§
Хоть плохо мне, но это не причина, чтоб доставлять страдания другим.
§
Голос народа опасен, когда в нем слышен гнев.
§
Опьянение показывает душу человека, как зеркало отражает его тело.
§
Я думаю, убитым все равно, будут они спать или поднимутся опять.

0

44

Афоризмы авторов Греции


Жалеть о сказанном мне приходилось, о несказанном – никогда.
(Ксенократ, философ)
§
Без примеров невозможно ни правильно учить, ни успешно учиться.
(Колумела, писатель)
§
Из песка веревки не свить.
(Колумела, писатель)
§
Нистойкую душу нельзя вверять ни вину, ни красоте, ни лести, ни другим соблазнительным приманкам.
(Панэтий, философ-стоик)
§
Рождение – благо для тех, кто своими делами оставит вечную о себе память.
(Перикл, вождь)
§
Непоколебимое основание государства – справедливость.
(Пиндар, поэт-лирик)
§
Склонность к ссоре, поношению и зависти – спутник пустых людей.
(Пиндар, поэт-лирик)
§
Против необходимости не властны и сами боги.
(Симонид, поэт)
§
Любящему часто и некрасивое кажется красивым.
(Феокрит, поэт)
§
Не должно гордиться случайными неудачами противника. Уверенность в себе следует питать тогда только, когда превзойдены планы его.
(Фукидид, историк)
§
Дальше всех уйдет тот, кто не уступает равному себе, сохраняет достоинство в отношениях с сильнейшим и умеет сдерживать себя по отношению к беззащитным.
(Фукидид, историк)
§
История - это философия в примерах.
(Фукидид, историк)
§
На пиру за полной чашей
Мне несносен гость бесчинный:
Охмеленный, затевает
Он и спор, и бой кровавый,
Мил мне скромный собеседник…
(Анакреонт,поэт-лирик)
§
Пусть сапожник судит не выше сапога.
(Апеллес, живописец)
§
Несравненный дар- могучая стойкость души. С нею в жизни ничего не страшно.
(Архилох, поэт-лирик)
§
Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю
(Архимед, ученый)
§
Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких.
(Бабрий, поэт-баснописец)
§
Гнев порабощает и унижает даже достойнейшего человека.
(Бабрий, поэт-баснописец)
§
Следует любить друга, помня при этом, что он может стать врагом, и ненавидеть врага, помня, что он может стать другом.
(Биас, мыслитель)
§
Кто хочет иметь друга без недостатков, тот остается без друзей.
(Биас, мыслитель)
§
Медленно приступай к делу, но, взявшись за дело, твердо держись его.
(Биас, мыслитель)
§
При ссоре с кем-либо нужно иметь в виду, чтобы эта ссора сменилась впоследствии дружбой.
(Диодор, историк)
§
Поистине, род человеческий готов лишиться чего угодно, но не голоса и речи; в этом одном уже неизмеримое
его богатство.
(Диодор, историк)
§
Если от грязных ног, идущих по глине и кучам мусора, вред невелик, то от невежественного языка немалый урон бывает слушателям.
(Диодор, историк)
§
Юноша! Скромно пируй и шумную Вакхову влагу
С трезвой струею воды, с мудрой беседой мешай.
(Ион Хиосский, поэт)
§
Серьезные доводы противника опровергай шуткой, шутки - серьезностью.
(Горгий, софист)
§
Слово - величайший владыка: видом малое и незаметное, а дела творит чудесные - может страх прекратить и печаль отвратить, вызвать радость, усилить жалость.
(Горгий, софист)
§
Пользуйся чаще ушами, чем языком
(Демонакт, философ)
§
Ни в чем не ошибаться - это свойство богов.
(Демосфен, оратор)
§
Всякое слово без дела ничтожно и пусто.
(Демосфен, оратор)
§
Всякая речь, раз только не следует за нею дело, кажется чем-то суетным и пустым.
(Демосфен, оратор)
§
Поистине, род человеческий готов лишиться чего угодно, но не голоса и речи; в этом одном уже неизмеримое его богатство.
(Дион Хризостом, оратор и философ)
§
Если от грязных ног, идущих по глине и кучам мусора, вред невелик, то от невежественного языка немалый урон бывает слушателям.
(Дион Хризостом, оратор и философ)
§
Речи благородного человека, даже если они составлены коряво и безыскусно, будут полезны для слушателей, тогда как речи мерзавца… не принесут слушателям никакой пользы.
(Эсхин, оратор)
§
Опьянение показывает душу человека, как зеркало отражает его тело.
(Эсхин, оратор)
§

0


Вы здесь » Цитаты » ПОПУЛЯРНЫЕ ЦИТАТЫ » Древняя Греция