«Жизнь — как уходящая тень», — говорит Писание [Псалт., 101, 12]. Чья это тень — тень от башни или тень от дерева? Ни то, ни другое; это — тень от летящей птицы.
§
Господь испытывает не грешников, а праведников.
§
Приобрел знание — чего тебе не хватает? Нет знания — что ты приобрел?
§
Когда Авраам умолял Всевышнего пощадить жителей Содома, он сказал: «(…) Если Ты хочешь правосудия, мир не может существовать, а если Ты хочешь, чтобы мир существовал, правосудие не может существовать. (…) Мир не выдержит Твоего суда».
§
Ребенок входит в мир со сжатыми кулаками: весь этот мир — мой, и быть ему в моих руках. Человек покидает мир с раскрытыми ладонями: вот, я ничего с собой не забираю.
§
Почему Тора не была дана в земле Израиля? Для того, чтобы народы мира не могли сказать: «Мы не приняли ее потому, что она была дана в земле Израиля». (…) Всевышний дал Тору в пустыне — в месте, которое не принадлежало никому.
§
Всевышний позволил, чтобы было о Нем сказано, что Он создал Свой мир за шесть дней и отдыхал на седьмой. Если даже Он, который не знает усталости, позволил, чтобы о нем было так написано, на сколько же больше нужен отдых на седьмой день человеку, про которого сказано: «А человек рожден для забот» (Иов, 5, 7)!
§
В нашем поколении нет ни единого человека, который имел бы право упрекнуть другого.
§
Кто прожил сорок дней без тревог, уже удостоился земного рая.
§
Тех, кто просит одежду, подвергают расспрашиванию, прежде чем дадут ее; тех же, кто просит еды, — не спрашивают ни о чем.
§
Горе поколению, которое судит судей.
§
Всевышний устроит праведникам пиршество, где они будут вкушать мясо Левиафана, а остатки мяса будут продаваться на иерусалимских базарах.
§
Берущий женщину в жены пусть проверит, кто ее братья.
§
На занятиях рассади учеников по их мудрости, а на трапезе — по возрасту.
§
Много дает тот, кто дает мало с радостным выражением лица.
§
Врач бесплатный платы не стоит.
§
Если твоя жена низкого роста, нагнись и шепни ей.
§
Старайся не обижать свою жену, потому что женщина слезлива и чувствительна к обидам.
§
Когда начинают читать утреннюю молитву? — Как только голубое начинает отличаться от белого.
§
Молитва того, кто превращает ее в повинность, не мольба.
§
Всякий, кто скорбел о Иерусалиме, удостоится того, что узрит радость его, а тот, кто не скорбел о Иерусалиме, радости его не узрит.
§
Господи, да будешь Ты ни за, ни против нас. (Бар-Кохба перед битвой иудеев с римлянами.)
§
Во все времена можно найти в народе тридцать праведников, праведности которых этот народ и обязан своим существованием.
§
Три вещи сказали наши мудрецы: пусть человек ест скромнее, чем позволяет ему достаток, одевается в соответствии со своим достатком и почитает жену и детей больше, чем позволяет ему его достаток.
§
Тот, кто повторил свой урок сто раз, — не тот, кто повторил его сто один раз.
§
Любая болезнь, лишь бы не болезнь живота; любая боль, лишь бы не боль в сердце; (…) любое зло, лишь бы не злая жена.
§
Мы учили слова раби Элиэзера: «За день до смерти покайся». Спросили Элиэзера его ученики: «А разве знает человек, когда он умрет?» — «Тем более покайся на случай, если умрешь завтра».
§
Мир стоит только на дыхании учеников. (…) Детей нельзя отвлекать от учения даже ради строительства Храма.
§
Свет, светящий одному, светит многим.
§
Полтора года спорили школа Шаммая и школа Гиллеля. Эти говорят: лучше бы человеку не быть сотворенным, те говорят: хорошо человеку, что он сотворен. Проголосовали и решили: лучше бы человеку не быть сотворенным. Но раз уж его сотворили — пусть задумается о своих делах.
§
Из-за одной лишней или недостающей буквы [при переписке священных книг] мир может быть разрушен.
§
Если предки наши были ангелы, мы (…) — люди; если же они были людьми, мы — ослы.
§
Ты молчишь лучше, чем говоришь.
§
Неженатый — как будто не человек, ибо сказано: «Мужчину и женщину сотворил их, и нарек им имя: человек» (Бытие, 5, 2).
§
Чудеса нельзя приводить в доказательство.
§
Даже ради одного праведника держится мир.
§
Проступки в отношении к Богу день покаяния искупляет; проступков же в отношении к ближнему день покаяния не искупляет, пока ближний не будет удовлетворен.
§
Покаяние того, кто заявляет: «Согрешу и покаюсь, согрешу и покаюсь», — не будет принято.
§
Покаяние отменяет наказание даже отъявленного грешника и даже по утверждении приговора.
§
Что такое раскаяние? Сказал раби Йегуда: «Если человек мог согрешить второй раз, но не согрешил (…) с той же самой женщиной, в то же время и в том же месте».
§
Если человек совершит одно и то же прегрешение дважды, оно ему уже кажется дозволенным.
§
В городе Уша постановили, что если человек хочет заниматься благотворительностью, то он имеет право истратить только пятую часть своего состояния и не больше — чтобы потом самому не впасть в зависимость от чужого благодеяния.
§
Женщину, пережившую смерть своего ребенка, уже ничто испугать не может.
§
Из двух пререкающихся прав тот, кто умолкает первым.
§
Жена, которая нарушает еврейский обычай, изгоняется без денежного возмещения. (…) Раби Тарфон говорит: «Также громогласная». Что значит «громогласная»? Разговаривает у себя дома, а соседи слышат ее голос.
§
Раби Йегуда говорит: «Тот, кто не учит сына ремеслу, учит его преступлению». Спросили его: «Неужели так сразу и преступлению?» Раби Йегуда объяснил: «Не научить его ремеслу — как будто научить его воровать».
§
Раби Хуна считал, что если человек достиг двадцати лет и до сих пор холост, то он проведет остальные дни своей жизни в грехе. Неужели он имел в виду настоящий грех? Нет, но он считал, что человек будет грешить в мыслях.
§
Если тебе скажут: «Искали, но не нашли», — не верь; если тебе скажут: «Не искали и нашли», — не верь; если тебе скажут: «Искали и нашли», — верь.
§
Не пренебрегай благословением невежды. Не пренебрегай проклятием невежды.
§
Жемчуг — везде жемчуг. Если кто потерял его, то потерял его только он.
§
Свиток Торы [Священного Писания] можно продать только ради учения или ради женитьбы.
§
Прерывают учение для похорон покойника и для сопровождения невесты под балдахин.
§
Сказал раби Нахман бар Ицхак: «Лучше грех ради него самого, чем заповедь не ради нее самой».
§
Раби Меир говорил: «Обязан человек произносить три благословения каждый день. Вот они: „Благословен Ты, что сотворил меня евреем, Благословен Ты, что не сотворил меня женщиной, Благословен Ты, что не сотворил меня невеждой“».
§
Когда умер ученый, то все считаются родственниками его, и все должны разрывать свои платья, снять с себя обувь и устроить тризну.
§
Значение человека равносильно значению всего творения, вместе взятого.
§
Не начинают молиться, не сосредоточившись. Праведники прежних времен выжидали целый час, чтоб устремить свое сердце к Всевышнему.
§
Молиться надо не о погибели грешников, но об их раскаянии.
§
Тот, кто громко читает молитву в надежде, что она будет услышана лучше, принадлежит к маловерам.
§
Раби Кагана говорит: нахожу дерзким того, кто громко исповедует грехи свои, ибо сказано: «Блажен тот, чей грех прощен и чье преступление сокрыто» (Псалт., 32, 1).
§
Когда раби Йонахан бен Заккай заболел, ученики (…) попросили: «Учитель, благослови нас!» Он ответил: «Пусть будет воля Его, чтобы суда Всевышнего вы боялись так же, как суда людского». Ученики воскликнули: «Всего лишь так же, как людского?!» Он ответил: «Да, именно так. Ибо когда человек собирается совершить грех, он говорит: лишь бы никто меня не увидел».
§
Все в руках Всевышнего, кроме страха перед Всевышним.
§
На каждую дверь — отдельный ключ; но один ключ — ко всякой женщине.
§
Праведник не умирает до тех пор, пока не родится другой праведник.
§
Пока существовал Храм, Израиль искупал свою вину на храмовом алтаре. Теперь же алтарь каждого из нас — рабочий стол.
§
Молчание вообще похвально, но молчание при учении не похвально.
§
Школа Шаммая говорила: «Человек может развестись со своей женой, только если она ведет себя недостойно», а школа Гиллеля говорила: «Даже если у нее подгорело кушанье».
§
Исполняй Его [Господа] волю, как свою, — тогда Он исполнит твою волю, как свою.
§
Не суди ближнего, пока не побывал на его месте.
§
Не учится застенчивый и не обучает вспыльчивый.
§
Невежественный человек не может быть благочестивым.
§
Помни, откуда ты пришел, куда идешь, и перед кем тебе придется держать ответ.
§
Кого люди не любят, того не любит и Бог.
§
Ограда мудрости — молчание.
§
Вознаграждение за доброе дело — это доброе дело, а вознаграждение за грех — это грех.
§
Не суди один, ибо никто, кроме Единственного, не может судить один.
§
Ученики бывают четырех типов: легко схватывает, но и легко забывает, — больше теряет, чем приобретает; усваивает с трудом, но прочно, — больше приобретает, чем теряет; легко усваивает и не забывает — мудрость; с трудом усваивает и легко забывает — плохая участь.
§
Человек равноценен всему творению, и тот, кто спасает одну душу, как если бы спас весь мир.
§
Четыре разновидности посещающих дом учения: приходит, но не учится, — ему награда за посещение; учится, но не приходит, — ему награда за учение; приходит и учится, — благочестив; не приходит и не учится, — злонамерен.
§
Есть четыре типа сидящих перед мудрецами [т. е. учеников]: «губка», «воронка», «фильтр» и «сито». Губка поглощает все; в воронку с одной стороны входит, с другой — выходит; фильтр пропускает вино и задерживает осадок; через сито просыпаются отруби, но мука в нем остается.
§
Когда наша любовь была сильна, мы могли спать в постели узкой, как лезвие ножа. Теперь, когда любовь прошла, даже кровать шириной в шестьдесят локтей тесна для нас.
§
Когда нечего красть, вор — блюститель закона.
§
У кого умирает жена, о том нужно сожалеть так, как если бы в его дни был разорен Храм.
§
Ни один человек не похож на другого человека. Поэтому каждый обязан думать: ради меня сотворен мир.
§
Прах, из которого создан Адам, собирался с всех концов земли.
§
Почему человек был сотворен в день шестой? Если он возгордится, то ему можно сказать: «И комар был создан раньше тебя».
§
Один саддукей проповедовал: «Горе вам, нечестивцы, говорящие, что мертвые воскреснут! Если и живые умирают — разве мертвые могут ожить?» Ответили ему: «Горе вам, нечестивцы, не верящие в воскрешение мертвых! Если на свете живут люди, которых раньше никогда не было, то люди, которые уже раньше были, тем более могут вновь появиться!»
§
Спаситель явится лишь тогда, когда народ отчается в ожидании спасения.
§
Дочь для отца — клад напрасный, и не спит он из-за нее ночами: когда мала, боится, что ее соблазнят, в юности — что станет распутничать, когда подрастет — что не выйдет замуж, когда выйдет замуж — что останется бездетной, когда состарится — что займется колдовством.
§
Всем человек завидует, кроме своего сына и своего ученика.
§
Не воруй у вора того, что он украл у тебя.
§
Нельзя угрожать ребенку наказанием, а если наказывать, то сразу — или молчать и не говорить ничего. Был случай в Лоде с сыном Горноса, который убежал из школы. Отец начал ему грозить, мальчик испугался, ушел из дому и утопился в колодце.
§
Совсем не печалиться нельзя, но и слишком скорбеть нельзя. Так сказали мудрецы: человек пусть белит дом свой, но пусть оставляет небольшое место небеленым в воспоминание о Иерусалиме.
§
Человек должен сначала построить дом и посадить виноградник, а потом жениться.
§
Бог дал день, Бог даст и пищу.
§
Если у человека есть пропитание на сегодняшний день, а он плачет о том, что будет есть завтра, то вера такого человека слаба.
§
Отец любит своего сына, а сын любит своего сына.
§
Каждый мужчина имеет такую жену, какую заслуживает.
§
Бог говорит так: ежели придете в дом Мой, тогда и Я приду в ваши.
§
Рассказывали о Гиллеле Старшем [знаменитом мудреце], что во время празднования Водочерпания он говорил: «Если я здесь — все здесь, а если я не здесь — кто здесь?»
§
«Блаженна молодость моя, что не посрамила старость мою», — так говорили добродетельные. (…) «Блаженна ты, старость моя, что искупишь грехи молодости моей», — так говорили раскаявшиеся.
§
Как маленький кусочек дерева разжигает большой, так и вы, ученики мудрецов — малые оттачивают великих.
§
Многому я научился у своих наставников, еще большему — у своих товарищей, но больше всего — у своих учеников.
§
Сказал раби Йегуда : «Следует (…) исполнять заповеди даже не ради них самих, потому что постепенно человек начнет делать это и ради них самих».
§
Не пей из одного стакана, глядя на другой.
§
Тот, с кем случается чудо, об этом не знает.
§
Отчего мужчины миролюбивее женщин? Оттого, что они сделаны из мягкой земли, а женщины — из твердого ребра.
§
Большой грех забывается, а малый — нет.
§
Прости сыновьям Израиля — они если не пророки, то дети пророков.
§
Не живи в городе, управляемом учеными мужами.
§
Если хочешь повеситься, выбери хотя бы дерево повыше.
§
Разведенный женат на разведенной — четверо в постели.
§
Учили наши наставники: «Троим жизнь не в жизнь: мягкосердечным, вспыльчивым и брезгливым». А раби Йосеф сказал: «Все это есть во мне».
§
Трое ненавидят себе подобных: собаки, петухи и жрецы огнепоклонников. А некоторые говорят: «И блудницы». А некоторые говорят: «И вавилонские мудрецы».
§
Найди себе учителя, и приобрети себе друга, и суди каждого человека с хорошей стороны.
§
Если не я за себя, то кто за меня? Но если я только для себя — то чего я стою? И если [искать на это ответы] не теперь — то когда?
§
Тора учит вежливости. Если человек путешествует в другой стране и у него есть все необходимые припасы, он, тем не менее, (…) должен покупать все, что ему нужно, у местных торговцев, чтобы поддержать торговлю.
§
Выпьет человек чашу вина — скромен, как овца; выпьет две — становится храбр, как лев; начинает хвастаться и говорить: «Кто мне подобен?»; выпьет три или четыре — становится как обезьяна: пляшет, поет, сквернословит перед людьми и не ведает, что творит; напьется — становится как свинья: вымазывается глиной и спит в грязи.
§
Не тот отец, кто родил, а тот, кто воспитал.
§
Соломон написал сперва «Песнь Песней», а потом «Притчи», а потом «Екклесиаст», — и в этом вся наша дорога. В молодости мы слагаем песни, став постарше, изрекаем сентенции, и в старости говорим о суете жизни.
§
Камень падает на кувшин? Горе кувшину. Кувшин падает на камень? Горе кувшину.
§
Три года продолжался спор между школой Шаммая и школой Гиллеля. (…) Чем же удостоилась преимущества школа Гиллеля? Тем, что ее последователи отличались духом кротости и смиренности и наряду со своим учением преподавали так же учение школы Шаммая. Мало того, мнения школы Шаммая они излагали всегда ранее собственных положений.
§
История об одном чужеземце, который явился к Шаммаю и сказал ему: «Обратишь меня в еврейскую веру, если изложишь всю Тору, покуда я стою на одной ноге». Шаммай ударил его строительной линейкой, которую держал в руке. Тогда чужеземец пришел к Гиллелю, и тот обратил его. Сказал ему: «Ненавистного тебе не делай ближнему — в этом вся Тора целиком, остальное лишь истолкование, ступай же и учись».
§
По трем вещам узнается человек: по стакану, по гневу и по карману. А некоторые считают, что и по смеху.
§
Всевышний творил миры и разрушал, пока не создал нынешний мир. [Потому что] сказал Всевышний: «Вот, это хорошо, — а то не было хорошо».
§
Грех приходит в дом в качестве гостя, но потом делается в нем хозяином.
§
Всевышний является местом, где находится мир, а не мир — местом, где находится Всевышний.
§
Один еретик спросил раби: «Ты утверждаешь, что Бог предвидит будущее». — «Конечно», — ответил тот. «А как же тогда с Писанием, где сказано: „И пожалел Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем“ (Бытие, 6:6)». Раби спросил: «У тебя есть сын?» — «Да». — «А что ты сделал, когда он родился?» — «Я радовался и пригласил других разделить эту радость со мной». — «А разве ты не знал, что настанет день, когда твой сын умрет?» — «Правда, но всему свое время: когда радость — радость, когда скорбь — скорбь». — «То же самое (…) и со Всевышним (…). Бог семь дней скорбел над своим миром, прежде чем наслал потоп».
§