Брак наполняет землю, девство — рай.
§
Мудрому не следует жениться. (…) Никто не может одинаково служить книгам и жене.
§
Жену распутную уберечь нельзя, а целомудренную стеречь не следует.
§
Трудно устеречь то, что многие любят. Досадно владеть тем, чего никто не считает стоящим иметь, но все же меньшее несчастье иметь [жену] безобразную, чем беречь красивую.
§
Райское блаженство не могло состояться без воздержания в пище. Пока он [Адам] постился, был в раю; вкусил, и был изгнан; когда же был изгнан, немедленно женился.
§
Не (…) мера Христова различна, но благодати Его вливается столько, сколько мы можем вместить.
§
Меньше греха следовать злу, которое признаешь добром, чем не сметь защищать того, что верно знаешь за добро.
§
Мы праведны тогда, когда исповедуем грехи наши.
§
Крещение разрывает древние грехи, но не дает новых добродетелей.
§
Если ты упрекаешь Творца, зачем Он сотворил тебя таким, что ты не имеешь силы и изнемогаешь [в борьбе с грехом], то я тебе (…) скажу, что упрек будет больше, если ты вздумаешь обвинять Его, зачем Он не создал тебя Богом.
§
Достойно похвалы не то, что ты был в Иерусалиме, а то, что ты хорошо жил в Иерусалиме. (…) Места крестной смерти и воскресения доставляют пользу тем только, кои несут крест свой и ежедневно воскресают со Христом (…). Небесный храм равно виден и из Иерусалима, и из Британии, ибо Царство Божие внутри нас.
§
Имей простоту голубя, чтобы не злоумышлять против кого-нибудь, и мудрость змеи, чтобы самому не пасть под ковами других. Небольшая разница в пороке — обмануть ли, или быть обманутым христианину.
§
Будь умерен в скорби, помни эту истину: ничего чрезмерного; (…) не скорби, что потерял такого-то, а радуйся, что такого имел.
§
Не умер он, а переселился; переменил друзей, а не оставил их.
§
И для того, кто прожил десять лет, и для того, кто тысячу, одинаково [ничтожно] все прожитое, как только для обоих настал тот же конец жизни и необходимость неотвратимой смерти; разве только старец отходит с более тяжким бременем грехов.
§
Примечаешь ли ты, (…) когда стал ребенком, когда отроком, когда — юношей, когда мужем зрелого возраста, когда — стариком? Ежедневно мы умираем, ежедневно изменяемся, а считаем себя вечными!
§
Кого не могли мы удержать телесно, удержим в воспоминании; и с кем не можем разговаривать, о том не перестанем говорить.
§
Какое благо в здоровье — показывает болезнь.
§
Давать не бедным принадлежащее бедным — в некотором роде святотатство.
§
Обращение никогда не может быть поздним. Разбойник вошел с креста в рай.
§
[Об обучении девочки:] Бранить ее не следует, но нужно возбуждать ее способности похвалами (…). Больше всего следует остерегаться, чтобы она не возненавидела учение, чтобы отвращение к нему, сложившееся в детстве, не перешло за молодые годы.
§
Само произношение букв и первые начатки учения иначе преподаются ученым, и иначе — невеждой.
§
Усвоить дурное очень легко, и если не в силах бываешь подражать добродетелям других, то быстро перенимаешь их пороки.
§
Для воздержания безопаснее не знать того, к чему бы ты мог устремиться.
§
Не нравятся мне долгие и неумеренные посты в очень молодые годы (…). Из опыта научился я, что молодой осел, устав на пути, делает повороты с дороги.
§
Когда подумаю о себе, что достиг уже верха добродетелей, окажусь только в начале пути.
§
Единственное совершенство для людей в том, если они сознают себя несовершенными.
§
Вымыслу легче верить, его охотно слушают и даже побуждают придумать его, (…) когда он еще не существует.
§
В оправдание собственной виновности думают: нет святых, все достойны порицания.
§
Лицо есть зеркало души.
§
[О положении вдовы, выходящей замуж вторично:] Живой муж станет завидовать мертвому.
§
Греческий мудрец Фемистокл (…), проживши 107 лет, (…) сказал, что ему жаль расставаться с жизнью в то время, когда он только начал быть умным.
§
Поэта не может разгадать тот, кто не умеет сложить стиха.
§
Отец вразумляет только того, кого любит; учитель наказывает только того ученика, в котором замечает более сильные способности; врач уже отчаивается, если перестает лечить.
§
О если бы я имел книги всех авторов, чтобы косность ума вознаграждалась прилежанием в чтении!
§
Не будем подражать порокам того, чьим достоинствам не можем следовать.
§
Богач — либо мошенник, либо наследник мошенника.
§
Мы не рождаемся христианами, а возрождаемся.
§
Обязанность монаха не учить, а плакать; он оплакивает или себя, или мир.
§
Никогда не хвались суждением друзей. Истинно то свидетельство, которое произносится враждебным голосом.
§
Кто обвиняется во многом и, оправдываясь в обвинениях, что-нибудь опускает, тот сознается в том, о чем умалчивает.
§
Проводящему черту по чужим линиям трудно где-нибудь не выступить из них, и в хорошо сказанном на чужом языке очень нелегко сохранить ту же красоту в переводе. (…) Если перевожу буквально, то выходит нескладно; если по необходимости что-нибудь изменяю (…), то покажется, что я отступил от обязанности переводчика.
§
Страх Божий изгоняет страх человеческий.
§
Самое девство есть плод брака.
§
И святые могут впадать в зависть.
§
Вино и молодость — двойное воспламенение для чувственности. Зачем же подливать масла в огонь?
§
Хвалю брак, хвалю супружество, но лишь потому, что от брака рождаются девственные люди.
§
[Обращаясь к матери девственницы («невесты Христовой»):] Ты стала тещею Господа.
§
Когда подаешь милостыню, пусть видит только Бог. Когда постишься, да будет радостным лицо твое. (…) Не старайся казаться набожной и смиренной более, чем нужно; не ищи славы, избегая ее.
§
Если (…) я начинал (…) читать пророка, меня ужасала грубость речи, и, не видя слепыми очами солнца, я думал, что это вина не глаз, а солнца.
§
Ты скажешь: если не могу, то и греха не имею. Имеешь грех, зачем не сделал того, что другой смог сделать.
§
Евангелие учит, что тому, кто захочет судиться с нами и тяжбою и кляузами отнять рубашку, нужно отдать и верхнюю одежду; но не заповедует, чтобы мы благодарили его и с радостью теряли принадлежащее нам.
§
Протягивая руку [с подаянием], озираемся туда и сюда, и она меньше разжимается, если никто не видит.
§
Ты делаешь из нужды добродетель.
§
Поношение Господа есть наша слава. Он умерщвлен, чтобы мы жили; Он сошел в ад, чтобы мы взошли на небо; Он сделался безумным, чтобы мы стали мудростью; Он снял с себя образ и полноту Божества, чтобы в нас обитала полнота Божества.
§
Молодая вдова, которая не может удержаться или не хочет, пусть уже отдается скорее мужу, чем дьяволу.
§
Есть стыд, что ведет к смерти, и стыд, что ведет к жизни.
§
Они одно и считают за святость, уверяя, что они ученики рыбарей, как будто люди потому лишь могут быть праведны, что ничего не знают.
§
Если говорить об авторитете, то все-таки мир больше Рима.
§
Учись тому, чему сам учишь.
§
Когда ты учишь в церкви, возбуждай не крик одобрения, но плач в народе. Слезы слушателей — вот твоя похвала.
§
Пусть необразованный и простой брат не считает себя святым потому, что ничего не знает; пусть также брат искусный и красноречивый не полагает святость в красноречии.
§
Святая необразованность полезна только для себя, и насколько создает церковь добродетельною жизнью, настолько же вредит церкви, если не противится разрушающим ее.
§
В одном и том же изречении иное услышит ученый; иное — неученый.
§
Будем жить, как ничего не имеющие и всем обладающие.
§
В переводе (…), кроме перевода Священного Писания, в котором и расположение слов есть тайна, я передаю не слово в слово, а мысль в мысль.
§
Я всегда (…) переводил не слова, а мысли.
§
Не болтливое невежество, а святая простота для меня всегда были предметом уважения.
§
Сколько и теперь людей, которые долго исполняют свои обязанности, а между тем не более как повапленные гробы, наполненные костями мертвых? Непродолжительный жар лучше продолжительной теплоты.
§