Цитаты

Объявление

html clock code информер времени

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Цитаты » ПОПУЛЯРНЫЕ ЦИТАТЫ » Ф. Ницше


Ф. Ницше

Сообщений 1 страница 30 из 36

1

"Возлюби ближнего своего" – это значит прежде всего: "Оставь ближнего своего в покое!" – и как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.
ам, где нельзя больше любить, там нужно пройти мимо!
Благодетельное и назидательное влияние какой-нибудь философии... нисколько не доказывает верности ее, точно так же, как счастье, испытываемое сумасшедшим от своей idee-fixe (неотвязной мысли), нисколько не говорит в пользу разумности этой идеи.
В стадах нет ничего привлекательного, даже если они бегут вслед за тобой.
Воля к любви означает готовность к смерти.
Восстание - это доблесть раба.
Все в жизни, что меня не убивает, делает меня сильнее.
Всегда теряешь от слишком интимного общения с женщинами и друзьями; и иногда при этом теряешь жемчужину своей жизни.
Гименей! Я называю так волю двух создать одного, который будет выше тех, кто его создал. Гименей! Я называю так взаимное уважение мужчины и женщины. Гименей! - их уважение к взаимной воле.
Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши.
Да благословенны будут все забывающие, ибо не помнят они ошибок своих.
Даже в чаше высшей любви содержится горечь.
Даже когда народ пятится, он гонится за идеалом – и верит в некое "вперед".
Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасностей и игры. Именно поэтому ему нужна женщина - как самая опасная игрушка.
Если даже ты хочешь быть только своим идеалом, тебе придется принудить к этому весь свет.
Если ты раб, то не можешь быть другом, если тиран, - не можешь иметь друзей.
И в ненависти есть ревность: мы хотим иметь своего врага исключительно для себя.
Каждый миг начинается бытие; вокруг каждого "здесь" вращается кольцеобразное "там". Середина - повсюду. Путь вечности - кривая.
Как нет рыбы без костей, так нет людей без недостатков.
Красота - это обещание счастья.
Кто беден любовью, тот скупится даже своей вежливостью.
Кто беден любовью, тот скупится даже своей вежливостью.
Лишь теперь я одинок: я жаждал людей, я домогался людей - я находил всегда лишь себя самого - и больше не жажду себя.
Люди не стыдятся думать что-нибудь грязное, но стыдятся, когда предполагают, что им приписывают эти грязные мысли.
Между религией и настоящей наукой нет ни родства, ни дружбы, ни вражды: они на разных планетах.
Многие упорны в отношении раз избранного пути, немногие — в отношении цели.
Мужчине следует остерегаться женщины, которая любит: ибо тогда она готова на любую жертву, и все остальное не имеет никакой ценности в ее глазах.
Мы более искренни по отношению к другим, чем по отношению к самим себе.
Мы более искренни по отношению к другим, чем по отношению к самим себе.
Мысль есть только знак, как и слово - только знак для мысли.
Надо учиться любить себя - любовью здоровой и святой, чтобы оставаться верным себе и не терять себя.
Наш долг - это право, которое другие имеют на нас.
Наш долг - это право, которое другие имеют на нас.
Нет вечных фактов, как нет абсолютной истины.
Ни один победитель не верит в случайность.
Опасности попасть под экипаж человек подвергается, когда только что выскочил из-под другого экипажа.
Поверхностные люди должны всегда лгать, так как они лишены содержания.
Познание - одна из форм аскетизма.
Поистине, человек - это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым.
Пока не покорила нас судьба, надобно водить ее за руку, как ребенка, и сечь ее; но если она нас покорила, то надобно стараться полюбить ее.
Слишком долго таились в женщине раб и тиран. Поэтому неспособна она к дружбе: ей ведома только любовь.
Снится - или ничего, или что-то интересное. Нужно учиться и бодрствовать так же: или никак, или интересно.
Счастье мужчины зовется "Я хочу". Счастье женщины - "он хочет".
Там, где нельзя больше любить, там нужно пройти мимо!
Только тогда можно молчать и быть невозмутимым, когда есть лук и стрелы: иначе возникают ссоры и пустословие.
Только человек сопротивляется направлению гравитации: ему постоянно хочется падать вверх
Ты должен сжечь себя в своем собственном пламени: как иначе хотел бы ты обновиться, не обратившись сперва в пепел!
Ты называешь себя свободным. Сводным от чего, или свободным для чего?
Ты хочешь, чтобы тебя оценивали по твоим за мыслам, а не по твоим действиям? Но откуда же у тебя твои замыслы? Из твоих действий!
У большинства является энергия духа только в том случае, когда они подчиняются необходимости борьбы: при нападении или обороне, под влиянием страха или мести. Но только проходит эта необходимость, они впадают в оцепенение.
Философия открывает человеку убежище, куда не проникает никакая тирания, долину внутреннего мира, лабиринт сердца, и это раздражает тиранов.
Хваля, хвалишь всегда самого себя; порицая, порицаешь всегда другого.
Хороший брак покоится на таланте и дружбе.
Я не понимаю, к чему заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-либо, достаточно лишь сказать о нем какую-нибудь правду.

0

2

Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни.

•  Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана.

•  Тем, как и что почитаешь, образуешь всегда вокруг себя дистанцию.

•  Я мог бы погибнуть от каждого отдельного аффекта, присущего мне. Я всегда сталкивал их друг с другом.

•  Мое сильнейшее свойство -- самоопределение. Но оно же по большей части оказывается и моей нуждой -- я всегда стою на краю бездны.

•  Я должен быть ангелом, если только я хочу жить: вы же живете в других условиях.

•  Что же поддерживало меня? Всегда лишь беременность. И всякий раз с появлением на свет творения жизнь моя повисала на волоске.

•  Я чувствую в себе склонность быть обворованным, обобранным. Но стоило только мне замечать, что все шло к тому, чтобы /обманывать/ меня, как я впадал в /эгоизм/.

•  Как только благоразумие говорит: *Не делай этого, это будет дурно истолковано*, я всегда поступаю вопреки ему.

•  Мне никогда не бывает в полной мере хорошо с людьми. Я смеюсь всякий раз над врагом раньше, чем ему приходится заглаживать свою вину передо мной. Но я мог бы легко совершить убийство в состоянии аффекта.

0

3

Испытывал ли я когда-нибудь угрызения совести? Память моя хранит на этот счет молчание.

•  Я ненавижу обывательщину гораздо больше, чем грех.

•  Для меня не должно быть человека, к которому я испытывал бы отвращение или ненависть.

•  Я ненавижу людей, не умеющих прощать.

•  Человек, ни разу еще не думавший о деньгах, о чести, о приобретении влиятельных связей, -- да разве может он знать людей?

•  Люблю ли я музыку? Я не знаю: слишком часто я ее и ненавижу. Но музыка любит меня, и стоит лишь кому-то покинуть меня, как она мигом рвется ко мне и хочет быть любимой.

•  Это благородно -- стыдиться лучшего в себе, так как только сам и обладаешь им.

•  Странно! Стоит лишь мне умолчать о какой-то мысли и держаться от нее подальше, как эта самая мысль непременно является мне воплощенной в облике человека, и мне приходится теперь любезничать с этим *ангелом Божьим*!

•  После того как я узрел бушующее море с чистым, светящимся небом над ним, я не выношу уже всех бессолнечных, затянутых тучами страстей, которым неведом иной свет, кроме молнии.

•  Мой глаз видит идеалы других людей, и зрелище это часто восхищает меня; вы же, близорукие, думаете, что это -- мои идеалы.

0

4

*Друг, все, что ты любил, разочаровало тебя: разочарование стало вконец твоей привычкой, и твоя последняя любовь, которую ты называешь любовью к *истине*, есть, должно быть, как раз любовь -- к разочарованию*.

•  Опасность мудрого в том, что он больше всех подвержен соблазну влюбиться в неразумное.

•  Лестница моих чувств высока, и вовсе не без охоты усаживаюсь я на самых низких ее ступенях, как раз оттого, что часто слишком долго приходится мне сидеть на самых высоких: оттого, что ветер дудит там пронзительно и свет часто бывает слишком ярким.

•  *Я не бегу близости людей: как раз даль, извечная даль, пролегающая между человеком и человеком, гонит меня в одиночество*.

•  Лишь теперь я одинок: я жаждал людей, я домогался людей -- а находил всегда лишь /себя самого/ -- и больше не жажду себя.

•  */Цель аскетизма/*. Следует выжидать /свою/ жажду и дать ей полностью созреть: иначе никогда не откроешь /своего/ источника, который никогда не может быть источником кого-либо другого.

•  Я хотел быть философом /неприятных истин/ -- на протяжении шести лет.

•  Искал ли уже когда-нибудь кто-либо на своем пути истину, как это до сих пор делал я, -- противясь и переча всему, что благоприятствовало моему непосредственному чувству?

•  Что до героя, я не столь уж хорошего мнения о нем -- и все-таки: он -- наиболее приемлемая форма существования, в особенности когда нет другого выбора.

•  Героизм -- таково настроение человека, стремящегося к цели, помимо которой он вообще уже не идет в счет. Героизм -- это /добрая воля/ к абсолютной самопогибели.

0

5

Противоположностью героического идеала является идеал гармонической всеразвитости -- прекрасная противоположность и вполне желательная! Но идеал этот действителен лишь для добротных людей (например, Гете).

•  /Причинять боль тому, кого мы любим/, -- сущая чертовщина. По отношению к нам самим таково состояние героических людей: предельное насилие. Стремление впасть в противоположную крайность относится сюда же.

•  Возвышенный человек, видя возвышенное, становится свободным, уверенным, широким, спокойным, радостным, но совершенно прекрасное потрясает его своим видом и сшибает с ног: перед ним он отрицает самого себя.

•  Кто не живет в возвышенном, как дома, тот воспринимает возвышенное как нечто жуткое и фальшивое.

•  Люди, стремящиеся к величию, суть по обыкновению злые люди: таков их единственный способ выносить самих себя.

•  Стремление к величию выдает с головой: кто обладает величием, тот стремиться к доброте.

•  Кто стремиться к величию, у того есть основания увенчивать свой путь и довольствоваться количеством. /Люди качества стремятся к малому./

•  В пылу борьбы можно пожертвовать жизнью: но побеждающий снедаем искусом /отшвырнуть от себя/ свою жизнь. Каждой победеприсуще презрение к жизни.

•  Всякий восторг заключает в себе нечто вроде испуга и бегства от самих себя -- временами даже само-/отречение/, само-отрицание.

•  Желать чего-то и добиваться этого -- считается признаком сильного характера. Но даже не желая чего-то, все-таки добиваться этого -- свойственно сильнейшим, которые ощущают себя воплощенным фатумом.

0

6

Пережить многое, сопережить при этом множество прошедших вещей, пережить воедино множество собственных и чужих переживаний -- это творит высших людей, я называю их *суммами*.

•  Заблистать через триста лет -- моя жажда славы.

•  Те, кто до сих пор больше всего любили человека, всегда причиняли ему наисильнейшую боль; подобно всем любящим, они требовали от него невозможного.

•  Если ты прежде всего и при всех обстоятельствах не внушает страха, то никто не примет тебя настолько всерьез, чтобы в конце концов полюбить тебя.

•  Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом.

•  Из всех европейцев, живущих и живших -- Платон, Вольтер, Гете, -- я обладаю душой /самого широкого диапазона/. Это зависит от обстоятельств, связанных не столько со мной, сколько с *сущностью вещей*, -- я мог бы стать /Буддой/ Европы: что, конечно, было бы антиподом индийского.

•  Во мне теперь /острие/ всего морального размышления и работы в Европе.

•  Покуда к тебе относятся враждебно, ты еще не превозмог своего времени: ему не положено видеть тебя -- столь высоким и отдаленным должен ты быть для него.

•  Кто подвергается нападкам со стороны своего времени, тот еще недостаточно определил его -- или отстал от него.

•  Одиннадцать двенадцатых всех великих людей истории были лишь представителями какого-то великого дела.

0

7

Если имеешь счастье оставаться темным, то можешь воспользоваться и льготами, предоставляемыми темнотой, и в особенности *болтать всякое*.

•  В стадах нет ничего хорошего, даже когда они бегут вслед за тобою.

•  Чем свободнее и сильнее индивидуум, тем /взыскательнее/ становится его любовь; наконец, он жаждет стать сверхчеловеком, ибо все прочее не /утоляет/ его любви.

•  И истина требует, подобно всем женщинам, чтобы ее любовник стал ради нее лгуном, но не тщеславие ее требует этого, а ее жестокость.

•  И правдивость есть лишь одно из средств, ведущих к познанию, одна лестница, -- но не /сама/ лестница.

•  Жизнь ради познания есть, пожалуй, нечто безумное; и все же она есть признак веселого настроения. Человек, одержимый этой волей, выглядит столь же потешным образом, как слон, силящийся /стоять/ на голове.

•  Для познающего всякое право собственности теряет силу: или же все есть грабеж и воровство.

•  Лишь недостатком вкуса можно объяснить, когда человек познания все еще рядится в тогу *морального человека*: как раз по нему и /видно/, что он *не нуждается* в морали.

•  Изолгана и сама ценность познавания: познающие говорили о ней всегда в свою защиту -- они всегда были слишком исключениями и почти что преступниками.

•  Вы, любители познания! Что же до сих пор из любви сделали вы для познания? Совершили ли вы уже кражу или убийство, чтобы узнать, каково на душе у вора и убийцы?

0

8

Видеть и все же не верить, -- первая добродетель познающего; видимость -- величайший его искуситель.

•  Чем ближе ты к полному охлаждению в отношении всего чтимого тобою доныне, тем больше приближаешься ты и к новому разогреванию.

•  В усталости нами овладевают и давно преодоленные понятия.

•  Нечто схожее с отношением обоих полов друг к другу есть и в отдельном человеке, именно, отношение воли и интеллекта (или, как говорят, сердца и головы) -- это суть мужчина и женщина; между ними дело идет всегда о любви, зачатии, беременности. И заметьте хорошенько: /сердце/ здесь мужчина, а /голова/ -- женщина!

•  Одухотворяет сердце; дух же сидит и вселяет мужество в опасности. О, уж этот язык!

•  Лишь человек делает мир мыслимым -- мы все еще заняты этим: и если он его однажды понял, он чувствует, что мир отныне его /творение/ -- ах, и вот же ему приходится теперь, подобно всякому творцу, /любить/ свое творение!

•  Высшее мужество познающего обнаруживается не там, где он вызывает удивление и ужас, -- но там, где далекие от познания люди /воспринимают/ его поверхностным, низменным, трусливым, равнодушным.

•  Это свойственное познаванию хорошее, тонкое, строгое чувство, из которого вы вовсе не хотите сотворить себе добродетели, есть цвет многих добродетелей: но заповедь *ты должен*, из которого оно возникло, уже не предстает взору; корень ее сокрыт под землей.

•  Больные лихорадкой видят лишь призраки вещей, а те, у кого нормальная температура, -- лишь тени вещей; при этом те и другие нуждаются в одинаковых словах.

•  Что вы знаете о том, как сумасшедший любит разум, как лихорадящий любит лед!

0

9

Кто в состоянии сильно ощутить взгляд мыслителя, тот не может отделаться от ужасного впечатления, которое производят животные, чей глаз медленно, как бы на стержне, /вытаращивается/ из головы и оглядывается вокруг.

•  Он одинок и лишен всего, кроме своих мыслей: что удивительного в том, что он часто нежится и лукавит с ними и дергает их за уши! -- А вы, грубияны, говорите -- он /скептик/.

•  Кому свойственно отвращение к возвышенному, тому не только *да*, но и *нет* кажется слишком патетическим, -- он не принадлежит к отрицающим умам, и, случись ему оказаться на их путях, он внезапно останавливается и бежит прочь -- в заросли скепсиса.

•  Когда спариваются скепсис и томление, возникает /мистика/.

•  Чья мысль хоть раз переступала мост, ведущий к мистике, тот не возвращается оттуда без мыслей, не отмеченных стигматами.

•  Вера в причину и следствие коренится в сильнейшем из инстинктов: в инстинкте мести.

•  Кто /чувствует/ несвободу воли, тот душевнобольной; кто /отрицает/ ее, тот глуп.

•  Совершенное познание необходимости устранило бы всякое *долженствование*, -- но и постигло бы необходимость *долженствования*, как следствие /незнания/.

•  Против /эпикурейцев/. -- Они /избавились/ от какого-то заблуждения и наслаждаются волей, как бывшие пленники. Или они преодолели, либо /верят/ в то, что преодолели, противника, к которому испытывали ревность, -- без малейшего сочувствия к тому, кто ощущал себя не в плену, а в /безопасности/, -- без сочувствия и к страданию самих преодоленных.

•  Я различаю среди философствующих два сорта людей: одни всегда размышляют о своей защите, другие -- о нападении на своих врагов.

0

10

Нести при себе свое золото в неотчеканенном виде связано с неудобствами; так поступает мыслитель, лишенный формул.

•  /Дюринг/: человек, отпугивающий сам от своего образа мыслей и, как вечно тявкающий и кусачий пес на привязи, улегшийся перед своей философией. Никто не пожелает себе такую обрызганную слюною душу. Оттого его философия не привлекает.

•  Кто хочет оправдать существование, тому надобно еще и уметь быть адвокатом Бога перед дьяволом.

•  Настало время, когда дьявол должен быть адвокатом Бога: если и сам он хочет иначе продлить свое существование.

•  Богу, который любит, не делает чести заставлять любить Себя: он скорее предпочел бы быть ненавистным.

•  Каждая церковь -- камень на могиле Богочеловека: ей непременно хочется, чтобы Он не воскрес снова.

•  Верующий находит своего естественного врага не в свободомыслящем, а в религиозном человеке.

•  Сильнее всего ненавистен верующему не свободный ум, а новый ум, обладающий новой верой.

•  Содеянное из любви /не/ морально, а религиозно.

•  Кто не находит больше в Боге великого как такового, тот вообще не находит его уже нигде -- он должен либо отрицать его, либо созидать.

0

11

Любя, мы творим людей по подобию /нашего/ Бога, -- и лишь затем мы от всего сердца ненавидим /нашего/ дьявола.

•  Творить: это значит -- выставлять из себя нечто, делать себя более пустым, более бедным и более любящим. Когда Бог сотворил мир, Он и сам был тогда не больше чем пустым понятием -- и любовью к сотворенному.

•  Вы называете это саморазложением Бога: но это лишь его шелушение -- он сбрасывает свою моральную кожу! И вскоре вам предстоит увидеть Его снова, по ту сторону добра и зла.

•  Господствовать -- и не быть больше рабом Божьим: /осталось/ лишь это средство, чтобы облагородить людей.

•  Мораль -- это важничанье человека перед природой.

•  *Не существует человека, ибо не существовало первого человека!* -- так заключают животные.

•  Должно быть, некий дьявол изобрел мораль, чтобы замучить людей гордостью: а другой дьявол лишит их однажды ее, чтобы замучить их самопрезрением.

•  Мораль нынче увертка для лишних и случайных людей, для нищего духом и силою отребья, которому не /следовало бы/ жить, -- мораль, поскольку милосердие; ибо она говорит каждому: *ты все-таки представляешь собою нечто весьма важное*, -- что, разумеется, есть ложь.

•  /Условия существования/ некоего существа, поскольку они выражают себя в плане /*долженствования*/, суть его /мораль/.

•  Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда морализируют злые, они вызывают страх.

0

12

Во всякой морали дело идет о том, чтобы /открывать/ либо /искать высшие состояния жизни/, где /разъятые/ доселе способности могли бы соединиться.

•  В моей голове нет ничего, кроме личной морали, и сотворить себе право на нее составляет смысл всех моих исторических вопросов о морали. Это ужасно трудно -- сотворить себе такое /право/.

•  Право на новые собственные /ценности/ -- откуда возьму я его? Из права всех старых ценностей и границ этих ценностей.

•  *Послушание* и *закон* -- это звучит из всех моральных чувств. Но *произвол* и *свобода* могли бы стать еще, пожалуй, последним звучанием морали.

•  Ах, как удобно вы пристроились! У вас есть закон и дурной глаз на того, кто только в /помыслах/ обращен против закона. Мы же свободны -- что знаете вы о муке ответственности в отношении самого себя!

•  В каждом поступке высшего человека ваш нравственный закон стократно нарушен.

•  Вас назовут истребителями морали: но вы лишь открыватели самих себя.

•  *Если ты ведаешь, что творишь, ты блажен, -- но если ты не ведаешь этого, ты проклят и преступник закона*, -- сказал Иисус одному человеку, нарушившему субботу: право, обращенное ко всем нарушителям и преступникам.

•  Иисус из Назарета любил злых, а не добрых: даже его доводил до проклятий их морально негодующий вид. Всюду, где вершился суд, он выступал против судящих: он хотел быть истребителем морали.

•  *Добро и зло суть предрассудки Божьи*, -- сказала змея. Но и сама змея была предрассудком Божьим.

0

13

*Религиозный человек*, *глупец*, *гений*, *преступник*, *тиран* -- все это суть дурные названия и частности, замещающие кого-то неназываемого.

•  Можно с одинаковым успехом выводить свойства добрых людей из зла, а свойства злых людей из добра: из какого же контраста вывести самого /Ларошфуко/?

•  Сквозь /Ларошфуко/ просвечивает весьма /знатный/ образ мыслей тогдашнего общества: сам он -- разочарованный идеалист, подыскивающий, по /инструкции христианства/, /скверные наименования/ для движущих сил своей эпохи.

•  *Есть герои как в злом, так и в добром* -- это совершенная наивность в устах какого-нибудь /Ларошфуко/.

•  Сотворить идеал -- /это значит/: /переделать/ своего дьявола в /своего/ Бога. А /для этого/ надобно прежде всего сотворить своего дьявола.

•  Следует оберегать зло, как оберегают лес. Верно то, что вследствие редения и раскорчевок леса земля потеплела

•  Зло и великий аффект потрясают нас и опрокидывают все, что есть в нас трухлявого и мелкого: вам следовало бы прежде испытать, не смогли бы вы стать великими.

•  Нельзя связывать /одним/ словом презренного человека с человеком страшным.

•  Чтобы понадобился тормоз, необходимо прежде всего колесо! Добрые суть тормоз: они сдерживают, они поддерживают.

•  Нечистая совесть -- это налог, которым изобретение чистой совести обложило людей.

0

14

Есть степень заядлой лживости, которую называют *чистой совестью*.

•  Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести.

•  Моральное негодование есть коварнейший способ мести.

•  Остерегайтесь морально негодующих людей: им присуще жало трусливой, скрытой даже от них самих злобы.

•  Я рекомендую всем мученикам поразмыслить, не жажда ли мести довела их до крайности.

•  Не следует искать морали (того менее -- моральности) у писателей, пишущих на моральные темы; /моралисты/ в большинстве суть забитые, страдающие, бессильные, мстительные люди, -- их тенденция сведена к толике счастья: больные, которые воображают, что суть в выздоровлении.

•  *Серьезный*, *строгий*, *нравственный* -- так называете вы его. Мне он кажется злым и несправедливым к себе самому, всегда готовым наказать нас за это и корчить из себя нашего палача -- досадуя на то, что мы не позволяем ему этого.

•  Корысть и страсть связаны брачными узами; этот брак называют себялюбием -- это несчастливый брак!

•  Большинство людей слишком глупы, чтобы быть корыстными.

•  У воров, разбойников, ростовщиков и спекулянтов себялюбие, в сущности, обнаруживается достаточно непритязательным и скромным образом: нелегко желать от людей меньшего, чем когда желаешь только их денег.

0

15

Лишь когда самолюбие станет однажды больше, умнее, утонченнее, изобретательнее, будет мир/выглядеть/ *само-отверженнее*.

•  К комарам и блохам не следует испытывать сострадания. Было бы правильным вздергивать на виселицу лишь мелких воришек, мелких клеветников и оскорбителей.

•  Естественные последствия поступка мало принимаются в расчет, поскольку в числе этих последствий фигурируют публичные наказание и поругание. Здесь пробивается великий источник всяческого верхоглядства.

•  Не следует стыдиться самих аффектов; они для этого слишком неразумны.

•  Для того, кто сильно отягчен своим разумом, аффект оказывается отдыхом: именно в качестве неразумия.

•  Всегда говорят о /причинах/ аффектов и называют их /поводы/.

•  В аффекте обнаруживается не человек, но его аффект.

•  При известных условиях наносится гораздо меньший общий вред, когда кто-то срывает свои аффекты на других, чем на самом себе: в особенности это относится к творческим натурам, сулящим большую пользу.

•  Побороть свой аффект -- значит в большинстве случаев временно воспрепятствовать его излиянию и образовать затор, стало быть, сделать его более опасным.

•  Мы находим у различных людей /одинаковое количество/ страстей, впрочем по-разному поименованных, оцененных и тем самым разно/направленных/. /Добро/ и /зло/ отличаются друг от друга различной иерархией страстей и господством целей.

0

16

Почитание само есть уже страсть -- как и оскорбление. Через /почитание *страсти*/ становятся /добродетелями/.

•  Домогание есть счастье; удовлетворение, переживаемое как счастье, есть лишь последний момент домогания. Счастье -- быть сплошным желанием и вместо исполнения -- все новым желанием.

•  Говорят: *удовольствие* -- и думают об усладах, говорят: *чувство* -- и думают о чувственности, говорят: *тело* -- и думают о том, что *ниже тела*, -- и таким вот образом была обесчещена троица хороших вещей.

•  Лишь тот порочный человек несчастен, у кого потребность в пороке растет вместе с отвращением к пороку -- и никогда не зарастает им.

•  Не путать /смелость и чувство достоинства/, /присущие самолюбию/ с органически присущей смелостью: это -- принуждение, при котором терпишь немалый /ущерб/ в собственной одаренности.

•  Если я почитаю какое-либо чувство, то почитание врастает в само чувство.

•  Культивируя месть, пришлось бы отучиться и от благодарности, -- но не и от любви.

•  Кто страстно взыскует справедливости, тот ощущает как облегчение и наиболее болезненный из своих аффектов.

•  И глубокая ненависть есть идеалистка: делаем ли мы при этом из нашего противника бога или дьявола, в любом случае мы оказываем ему этим слишком много чести.

•  Вначале ложь была моральна. /Утверждались/ стадные мнения

0

17

Правдивый человек в конце концов приходит к пониманию, что он всегда лжет.

•  Кому нет нужды в том, чтобы лгать, тот извлекает себе пользу из того, что он не лжет.

•  Толковать свои склонности и антипатии как свой долг -- большая нечистоплотность *добрых*!

•  Можно было бы представить себе высокоморальную лживость, при которой человек осознает свое половое влечение только как /долг/ зачинать детей.

•  Utile -- это лишь средство; его целью служит всегда какое-то dulce: будьте же честны, господа дульсиарии!

•  /Каждый/ поступок продолжает созидать /нас/ самих, он ткет наше пестрое одеяние. Каждый поступок свободен, но одеяние необходимо. Наше /переживание/ -- вот наше одеяние.

•  Стоит нам только на один шаг переступить среднюю меру человеческой доброты, как наши поступки вызывают недоверие. Добродетель покоится как раз *посередине*.

•  Иное существование лишено смысла, разве что оно заставляет нас забыть другое существование. И есть также опийные поступки.

•  Наши самоубийцы дискредитируют самоубийство -- не наоборот.

•  Мы должны быть столь же жестокими, сколь и сострадательными: остережемся быть более бедными, чем сама природа!

0

18

Жестокость бесчувственного человека есть антипод сострадания; жестокость чувствительного -- более высокая потенция сострадания.

•  Причислять к морали (или даже считать за саму мораль) сострадание и деликатность чувства в отношении ближних есть признак тщеславия, если /предположить/, что по натуре сам являешься сострадательным и деликатным, -- стало быть, недостаток гордости и благородства души.

•  Есть много жестоких людей, которые лишь чересчур трусливы для жестокости.

•  Где всегда добровольно берут на себя страдания, там вольны также доставлять себе этим удовольствие.

•  Если обладаешь волей к страданию, то это лишь шаг к тому, чтобы возобладать и волей к жестокости, -- именно в качестве как права, так и долга.

•  Посредством доброй воли к помощи, состраданию, подчинению, отказу от личных притязаний даже незначительные и поверхностные люди внешне делаются полезными и сносными. Не следует только разубеждать их в том, что это воля есть *сама добродетель*.

•  Прекраснейшие цвета, которыми светятся добродетели, выдуманы теми, кому их недоставало. Откуда, например, берет свое начало бархатный глянец доброты и сострадания? -- Наверняка не от добрых и сострадательных.

•  Давать каждому свое -- это значило бы: желать справедливости и достигать хаоса.

•  Что *глупая женщина с добрым сердцем стоит высоко над гением*, это звучит весьма учтиво -- в устах гения. Это его любезность, -- но это и его смышленость.

•  Когда мы прельщаемся собой и не в силах больше любить себя, то следует в порядке профилактики посоветовать любовь к ближнему: в той мере, в какой ближние мигом вынудят нас /уверовать/ в то, что и мы *стоим любви*.

0

19

Непрерывно упражняясь в искусстве выносить всякого рода ближних, мы бессознательно упражняемся выносить самих себя, -- что, по сути, является самым непонятным достижением человека.

•  *Возлюби ближнего своего* -- это значит прежде всего: *Оставь ближнего своего в покое!* -- И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.

•  Я не понимаю, к чему заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-либо, достаточно лишь сказать о нем какую-нибудь правду.

•  Даже когда народ пятится, он пятится за идеалом -- и верит в некое *вперед*.

•  Только человек сопротивляется направлению гравитации: ему постоянно хочется падать -- /вверх/.

•  Женщина и гений не трудятся. Женщина была до сих пор величайшей роскошью человечества. Каждый раз, когда мы /делаем/ все, что в наших силах, мы не трудимся. Труд -- лишь средство, приводящее к этим мгновениям.

•  Мое направление в /искусстве/: продолжать творить не там, где пролегают /границы/, но там, где простирается /будущее человека/! Необходимы образы, по которым можно будет /жить/!

•  Чарующее произведение! Но сколь нестерпимо то, что творец его всегда напоминает нам о том, что это /его/ произведение.

•  Он научился выражать свои мысли, но с тех пор ему уже не верят. Верят только заикающимся.

•  Кто, будучи поэтом, хочет платить наличными, тому придется платить /собственными/ переживаниями: оттого именно не выносит поэт своих ближайших друзей в роли толкователей -- они разгадывают, отгадывая /вспять/. Им следовало бы восхищаться тем, /куда/ приходит некто путями своих страданий, -- им следовало бы учиться смотреть вперед и вверх, а не назад и вниз.

0

20

Вовсе не легко отыскать книгу, которая научила нас столь же многому, как книга, написанная нами самими.

•  Сначала приспособление к творению, затем приспособление к его Творцу, говорившему только символами.

•  Вера в форме, неверие в содержании -- в этом вся прелесть сентенции, -- следовательно, моральный парадокс.

•  Страстные, но бессердечные и артистичные -- таковыми были греки, таковыми были даже греческие философы, как /Платон/.

•  Отнюдь не самым желательным является умение переваривать все, что создало прошлое: так, я желал бы, чтобы /Данте/ в корне противоречил нашему вкусу и желудку.

•  Величайшие трагические мотивы остались до сих пор неиспользованными: ибо что знает какой-нибудь поэт о сотне трагедий совести?

•  *Герой радостен* -- это ускользало до сих пор от сочинителей трагедий.

•  /Фауст/, трагедия познания? В самом деле? Я /смеюсь/ над Фаустом.

•  Видеть в /Гамлете/ вершину человеческого духа -- по мне это значит скромничать в отношении духа и вершины. Прежде всего это /неудавшееся/ произведение: его автор, пожалуй, смеясь, согласился бы со мной, скажи я ему это в лицо.

•  Вы сказали /мне/, что есть тон и что слух: но что за дело до этого музыканту? Объяснили ли вы тем самым музыку или же опровергли?

0

21

Лишь теперь брезжит человеку, что музыка -- это символический язык аффектов: а впоследствии научатся еще отчетливо узнавать систему влечений музыканта из его музыки. Он, должно быть, и не подозревал, что /выдает себя тем самым/. Такова /невинность/ этих добровольных признаний, в противоположность всем литературным произведениям.

•  Если бы богине Музыке вздумалось говорить не тонами, а словами, то пришлось бы заткнуть себе уши.

•  В современной музыке дано звучащее единство религии и чувственности и, стало быть, больше женщины, чем когда-либо в прежней музыке.

•  Наиболее вразумительным в языке является не слово, а тон, сила, модуляция, темп, с которыми проговаривается ряд слов, -- короче, музыка за словами, страсть за этой музыкой, личность за этой страстью: стало быть, все то, что не может быть /написано/. Посему никаких дел с писательщиной.

•  Первое, что необходимо здесь, есть /жизнь/: стиль должен /жить/.

•  Стиль должен всякий раз быть соразмерным /тебе/ относительно вполне определенной личности, которой ты хочешь довериться. (Закон /двойного соотношения/.)

•  Прежде чем быть вправе писать, следует точно знать: *это я высказал бы и /испортил бы/ таким-то и таким-то образом*. Писание должно быть только подражанием.

•  Поскольку пишущему /недостает/ множества /средств исполнителя/, ему надлежит в общем запастись неким образцом /весьма выразительного/ способа исполнения: отражение этого, написанное, неизбежно окажется уже намного более блеклым (и для тебя более естественным).

•  Богатство жизни выдает себя через /богатство жестов/. /Нужно учиться/ ощущать все -- длину и краткость предложения, пунктуацию, выбор слов, паузы, последовательность аргументов -- как жесты.

•  Осторожно с периодами! Право на периоды дано лишь тем людям, которым и в речи свойственно долгое дыхание. Для большинства период -- это вычурность.

0

22

Лишь теперь брезжит человеку, что музыка -- это символический язык аффектов: а впоследствии научатся еще отчетливо узнавать систему влечений музыканта из его музыки. Он, должно быть, и не подозревал, что /выдает себя тем самым/. Такова /невинность/ этих добровольных признаний, в противоположность всем литературным произведениям.

•  Если бы богине Музыке вздумалось говорить не тонами, а словами, то пришлось бы заткнуть себе уши.

•  В современной музыке дано звучащее единство религии и чувственности и, стало быть, больше женщины, чем когда-либо в прежней музыке.

•  Наиболее вразумительным в языке является не слово, а тон, сила, модуляция, темп, с которыми проговаривается ряд слов, -- короче, музыка за словами, страсть за этой музыкой, личность за этой страстью: стало быть, все то, что не может быть /написано/. Посему никаких дел с писательщиной.

•  Первое, что необходимо здесь, есть /жизнь/: стиль должен /жить/.

•  Стиль должен всякий раз быть соразмерным /тебе/ относительно вполне определенной личности, которой ты хочешь довериться. (Закон /двойного соотношения/.)

•  Прежде чем быть вправе писать, следует точно знать: *это я высказал бы и /испортил бы/ таким-то и таким-то образом*. Писание должно быть только подражанием.

•  Поскольку пишущему /недостает/ множества /средств исполнителя/, ему надлежит в общем запастись неким образцом /весьма выразительного/ способа исполнения: отражение этого, написанное, неизбежно окажется уже намного более блеклым (и для тебя более естественным).

•  Богатство жизни выдает себя через /богатство жестов/. /Нужно учиться/ ощущать все -- длину и краткость предложения, пунктуацию, выбор слов, паузы, последовательность аргументов -- как жесты.

•  Осторожно с периодами! Право на периоды дано лишь тем людям, которым и в речи свойственно долгое дыхание. Для большинства период -- это вычурность.

0

23

Стиль должен доказывать, что /веришь/ в свои мысли и не только мыслишь их, но и /ощущаешь/.

•  Чем абстрактней истина, которую намереваешься преподать, тем ревностнее следует совращать к ней /чувства/.

•  Такт хорошего прозаика в том, чтобы /вплотную подступиться/ к поэзии, но /никогда/ не переступать черты. Без тончайшего чувства и одаренности в самом поэтическом невозможно обладать этим тактом.

•  Предупреждать легкие возражения читателя -- неучтиво и неблагоразумно. Большой учтивостью и /большим благоразумием/ было бы -- предоставить читателю /самому высказать/ последнюю квинтэссенцию нашей мудрости.

•  Убожество в любви охотно маскируется отсутствием /достойного/ любви.

•  Безусловная любовь включает также и страстное желание быть истязуемым: тогда она изживается вопреки самой себе, и из готовности отдаться превращается под конец даже в желание самоуничтожения: *Утони в этом море!*

•  Желание любить выдает утомленность и пресыщенность собой; желание быть любимым, напротив, -- тоску по себе, себялюбие. Любящий раздаривает себя; тот, кто хочет стать любимым, стремиться получить в подарок самого себя.

•  Любовь -- /плод послушания/: но расположение полов часто оказывается между плодом и корнем, а плод самой любви -- свобода.

•  Любовь к жизни -- это почти противоположность любви к долгожительству. Всякая любовь думает о мгновении и вечности, -- но /никогда/ о *продолжительности*.

•  Дать своему аффекту имя -- значит уже сделать шаг за пределы аффекта. Глубочайшая любовь, например, не умеет назвать себя и, вероятно, задается вопросом: *не есть ли я ненависть?*.

0

24

Немного раздражения вначале и -- и вслед за этим большая любовь? Так от трения спички происходит взрыв.

•  Жертвы, которые мы приносим, доказывают лишь, сколь незначительной делается для нас любая другая вещь, когда мы /любим/ нечто.

•  Не через взаимную любовь прекращается несчастье неразделенной любви, но через большую любовь.

•  Не то, что мешает нам быть любимыми, а то, что мешает нам любить полностью, ненавидим мы больше всего.

•  Гордость внушает злополучно влюбленному, что возлюбленная его нисколько не заслуживает того, чтобы быть любимой им. Но более высокая гордость говорит ему: *Никто не заслуживает того, чтобы быть любимым, -- ты лишь недостаточно любишь ее!*

•  *Моя любовь вызывает страх, она столь взыскательна! Я не могу любить, не веря в то, что любимый мною человек предназначен совершить нечто бессмертное. А он догадывается, во что я верю, чего я -- требую!*

•  *Я сержусь: ибо ты неправ* -- так думает любящий.

•  Требование взаимности не есть требование любви, но тщеславия и чувственности.

•  Удивительно, на какую только глупость ни способна чувственность, прельщенная любовью: она вдруг начисто лишается хорошего вкуса и называет безобразное прекрасным, достаточно лишь любви убедить ее в этом.

•  Действительно справедливые люди недароприимны (unbeschenkbar): они возвращают все обратно. Оттого у любящих они вызывают отвращение.

0

25

Всегда возвращать обратно: не принимать никаких даров, кроме как в /вознаграждение/ и в знак того, что мы по ним /узнаем/ действительно любящих и возмещаем это /нашей любовью/.

•  Повелительные натуры будут повелевать даже своим Богом, сколько бы им ни казалось, что они служат Ему.

•  Ревность -- остроумнейшая страсть и тем не менее все еще величайшая глупость.

•  Самец жесток к тому, что он любит, -- не из злобы, а из того, что он слишком бурно ощущает себя в любви и начисто лишен какого-либо чувства к чувству другого.

•  Величайшее в великих -- это материнское. Отец -- всегда только случайность.

•  Стремление стать функцией -- женский идеал любви. Мужской идеал -- ассимиляция и возобладание либо сострадание (культ страдающего Бога).

•  Женщина не хочет признаваться себе, насколько она любит в своем возвышенном мужчину (именно мужчину); оттого обожествляет она *человека* в нем -- перед собой и другими.

•  Женщины гораздо более чувствительны, чем мужчины, -- именно потому, что они далеко не с такой силой осознают чувственность как таковую, как это присуще мужчинам.

•  Для всех женщин, которым обычай и стыд воспрещает удовлетворение полового влечения, религия, как духовное расцепление эротической потребности, оказывается чем-то незаменимым.

•  */Потребности сердца/*. Животные во время течки не с такой легкостью путают свое сердце и свои вожделения, как это делают люди и особенно бабенки.

0

26

Если женщина нападает на мужчину, то оттого лишь, чтобы защититься от женщины. Если мужчина заключает с женщиной дружбу, то ей кажется, что он делает это оттого, что не в состоянии добиться большего.

•  Наш век охоч до того, чтобы приписывать умнейшим мужам вкус к незрелым, скудоумным и покорным простушкам, вкус Фауста к Гретхен: это свидетельствует против вкуса самого столетия и его умнейших мужей.

•  У многих женщин, как у медиумических натур, интеллект проявляется лишь внезапно и толчками, притом с неожиданной силой: дух веет тогда *над ними*, а не из них, как кажется. Отсюда их трехглазая смышленость в путаных вещах, -- отсюда же их вера в наитие.

•  Женщин лишает детскости то, что они постоянно возятся с детьми, как их воспитатели.

•  Достаточно скверно! Время брака наступает гораздо раньше, чем время любви: понимая под последним свидетельство зрелости -- у мужчины и женщины.

•  Возвышенная и честная форма половой жизни, форма страсти, обладает нынче /нечистой/ совестью. А пошлейшая и бесчестнейшая -- /чистой/ совестью.

•  Брак -- это наиболее изогланная форма половой жизни, и как раз поэтому на его стороне чистая совесть.

•  Брак может оказаться впору таким людям, которые не способны ни на любовь, ни на дружбу и охотно стараются ввести себя и других в заблуждение относительно этого недостатка, -- которые, не имея никакого опыта ни в любви, ни в дружбе, не могут быть разочарованы и самим браком.

•  Брак выдуман для посредственных людей, которые бездарны как в большой любви, так и в большой дружбе, -- стало быть, для большинства: но и для тех вполне редкостных людей, которые способны как на любовь, так и на дружбу.

•  Кто не способен ни на любовь, ни на дружбу, тот вернее всего делает свою ставку -- на брак.

0

27

Кто сильно /страдает/, тому /завидует/ дьявол и выдворяет -- на небо.

•  Нужно гордо поклоняться, если не можешь быть идолом.

•  У язвительного человека чувство пробивается наружу редко, но всегда очень громко.

•  Лабиринтный человек никогда не ищет истины, но всегда лишь Ариадну, -- что бы ни говорил нам об этом он сам.

•  В старании /не/ познать самих себя обыкновенные люди выказывают больше тонкости и /хитрости/, чем утонченнейшие мыслители в их противоположно старании -- /познать/ себя.

•  Есть дающие натуры и есть воздающие.

•  Даже в своем голоде по человеку ищешь, прежде всего, /удобоваримой/ пищи, хотя она и была малокалорийной: подобно картофелю.

•  Многое мелкое счастье дарит наc многим мелким убожеством: оно портит этим характер.

•  Всяким маленьким счастьем надлежит пользоваться, как больной постелью: для выздоровления -- и никак иначе.

•  Испытываешь ужас при мысли о том, что внезапно испытываешь ужас.

0

28

После опьянения победой всегда проявляется чувство большой утраты: наш враг, наш враг мертв! Даже потерю друга оплакиваем мы не столь глубоко -- и оттого громче!

•  Потребность души не следует путать с потребностью /в душе/: последняя свойственна отдельным холодным натурам.

•  Помимо нашей способности к суждениям мы обладаем еще и нашим /мнением/ о нашей способности судить.

•  Ты хочешь, чтобы тебя оценивали по твоим замыслам, а /не/ по твоим действиям? Но откуда же у тебя твои замыслы? Из твоих действий!

•  Только несгибаемый вправе молчать о самом себе.

•  Мы начинаем подражателями и кончаем тем, что подражаем себе, -- это есть последнее детство.

•  *Я оправдываю, ибо и я поступил бы так же -- историческое образование. Мне страшно! Это значит: *я терплю самого себя -- раз так!*

•  Если что-то не удается, нужно вдвое оплачивать помощь своему помощнику.

•  Наши недостатки суть лучшие наши учителя: но к лучшим учителям всегда бываешь неблагодарным.

•  Наше внезапно возникающее отвращение к самим себе может в равной степени быть результатом как утонченного вкуса, -- так и испорченного вкуса.

0

29

Всякое сильное ожидание переживает свое исполнение, если последнее наступает раньше, чем -- его ожидали.

•  Для очень одинокого и шум оказывается утешением.

•  Одиночество придает нам большую черствость по отношению к самим себе и большую ностальгию по людям: в обоих случаях оно улучшается характер.

•  Иной находит свое сердце не раньше, чем он теряет свою голову.

•  Есть черствость, которой хотелось бы, чтобы ее понимали как силу.

•  Человек никогда не имеет, ибо человек никогда не /есть/. Человек всегда приобретает или теряет.

•  Можно так сродниться с кем-нибудь, что видишь его во сне делающим и претерпевающим все то, что он делает и претерпевает наяву, -- настолько сам ты мог бы сделать и претерпеть это.

•  *Лучше лежать в постели и чувствовать себя больным, чем быть /вынужденным делать/ что-то* -- по этому негласному правилу живут все самоистязатели.

•  Люди, недоверчивые в отношении самих себя, больше хотят быть любимыми, нежели любить, дабы однажды, хотя бы на мгновение, суметь поверить в самих себя.

•  Этой паре присущ, по сути дела, одинаковый дурной вкус: но один из них тщится убедить себя и нас в том, что вкус этот -- верх изысканности. Другой же стыдится своего вкуса и хочет убедить себя и нас в том, что ему присущ иной и более изысканный -- наш вкус. К одному из этих типов относятся все филистеры образования.

0

30

Он называет это верностью своей партии, но это лишь его комфорт, позволяющий ему не вставать больше с этой постели.

•  Для переваривания, в целях здоровья, потребна некоторого рода лень. Даже для переваривания переживания.

•  Вид наивного человека доставляет мне наслаждение, если только по природе он зол и наделен умом.

•  Изворотливые люди, как правило, суть обыкновенные и несложные люди.

•  Чтобы взваливать неприятные последствия собственной глупости на саму свою глупость, а не на свой характер, --- для этого требуется больше характера, чем есть у большинства людей.

•  Там, где дело идет о большом благополучии, следует /накоплять/ свою репутацию.

•  /Стендаль/ цитирует как закулисную сентенцию: *Telle trouve a se vendre, qui n'eut pas trouve a se donner*. *Никто не хочет ее задаром: оттого вынуждена она продаваться!* -- сказал бы я.

•  Человек придает поступку ценность, но как удалось бы поступку придать человеку ценность!

•  Есть персоны, которые хотели бы вынудить каждого к полному приятию или отрицанию их собственной персоны, -- к таковым принадлежал /Руссо/: их мучительный бред величия проистекает из их недоверия к самим себе.

•  Я воспринимаю как вредных всех людей, которые не могут больше быть противниками того, что они любят: они портят тем самым лучшие вещи и лучших людей.

0


Вы здесь » Цитаты » ПОПУЛЯРНЫЕ ЦИТАТЫ » Ф. Ницше