"Возлюби ближнего своего" – это значит прежде всего: "Оставь ближнего своего в покое!" – и как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.
ам, где нельзя больше любить, там нужно пройти мимо!
Благодетельное и назидательное влияние какой-нибудь философии... нисколько не доказывает верности ее, точно так же, как счастье, испытываемое сумасшедшим от своей idee-fixe (неотвязной мысли), нисколько не говорит в пользу разумности этой идеи.
В стадах нет ничего привлекательного, даже если они бегут вслед за тобой.
Воля к любви означает готовность к смерти.
Восстание - это доблесть раба.
Все в жизни, что меня не убивает, делает меня сильнее.
Всегда теряешь от слишком интимного общения с женщинами и друзьями; и иногда при этом теряешь жемчужину своей жизни.
Гименей! Я называю так волю двух создать одного, который будет выше тех, кто его создал. Гименей! Я называю так взаимное уважение мужчины и женщины. Гименей! - их уважение к взаимной воле.
Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши.
Да благословенны будут все забывающие, ибо не помнят они ошибок своих.
Даже в чаше высшей любви содержится горечь.
Даже когда народ пятится, он гонится за идеалом – и верит в некое "вперед".
Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасностей и игры. Именно поэтому ему нужна женщина - как самая опасная игрушка.
Если даже ты хочешь быть только своим идеалом, тебе придется принудить к этому весь свет.
Если ты раб, то не можешь быть другом, если тиран, - не можешь иметь друзей.
И в ненависти есть ревность: мы хотим иметь своего врага исключительно для себя.
Каждый миг начинается бытие; вокруг каждого "здесь" вращается кольцеобразное "там". Середина - повсюду. Путь вечности - кривая.
Как нет рыбы без костей, так нет людей без недостатков.
Красота - это обещание счастья.
Кто беден любовью, тот скупится даже своей вежливостью.
Кто беден любовью, тот скупится даже своей вежливостью.
Лишь теперь я одинок: я жаждал людей, я домогался людей - я находил всегда лишь себя самого - и больше не жажду себя.
Люди не стыдятся думать что-нибудь грязное, но стыдятся, когда предполагают, что им приписывают эти грязные мысли.
Между религией и настоящей наукой нет ни родства, ни дружбы, ни вражды: они на разных планетах.
Многие упорны в отношении раз избранного пути, немногие — в отношении цели.
Мужчине следует остерегаться женщины, которая любит: ибо тогда она готова на любую жертву, и все остальное не имеет никакой ценности в ее глазах.
Мы более искренни по отношению к другим, чем по отношению к самим себе.
Мы более искренни по отношению к другим, чем по отношению к самим себе.
Мысль есть только знак, как и слово - только знак для мысли.
Надо учиться любить себя - любовью здоровой и святой, чтобы оставаться верным себе и не терять себя.
Наш долг - это право, которое другие имеют на нас.
Наш долг - это право, которое другие имеют на нас.
Нет вечных фактов, как нет абсолютной истины.
Ни один победитель не верит в случайность.
Опасности попасть под экипаж человек подвергается, когда только что выскочил из-под другого экипажа.
Поверхностные люди должны всегда лгать, так как они лишены содержания.
Познание - одна из форм аскетизма.
Поистине, человек - это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым.
Пока не покорила нас судьба, надобно водить ее за руку, как ребенка, и сечь ее; но если она нас покорила, то надобно стараться полюбить ее.
Слишком долго таились в женщине раб и тиран. Поэтому неспособна она к дружбе: ей ведома только любовь.
Снится - или ничего, или что-то интересное. Нужно учиться и бодрствовать так же: или никак, или интересно.
Счастье мужчины зовется "Я хочу". Счастье женщины - "он хочет".
Там, где нельзя больше любить, там нужно пройти мимо!
Только тогда можно молчать и быть невозмутимым, когда есть лук и стрелы: иначе возникают ссоры и пустословие.
Только человек сопротивляется направлению гравитации: ему постоянно хочется падать вверх
Ты должен сжечь себя в своем собственном пламени: как иначе хотел бы ты обновиться, не обратившись сперва в пепел!
Ты называешь себя свободным. Сводным от чего, или свободным для чего?
Ты хочешь, чтобы тебя оценивали по твоим за мыслам, а не по твоим действиям? Но откуда же у тебя твои замыслы? Из твоих действий!
У большинства является энергия духа только в том случае, когда они подчиняются необходимости борьбы: при нападении или обороне, под влиянием страха или мести. Но только проходит эта необходимость, они впадают в оцепенение.
Философия открывает человеку убежище, куда не проникает никакая тирания, долину внутреннего мира, лабиринт сердца, и это раздражает тиранов.
Хваля, хвалишь всегда самого себя; порицая, порицаешь всегда другого.
Хороший брак покоится на таланте и дружбе.
Я не понимаю, к чему заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-либо, достаточно лишь сказать о нем какую-нибудь правду.
Ф. Ницше
Сообщений 1 страница 30 из 36
Поделиться12014-03-30 21:14:27
Поделиться22014-03-30 21:23:02
Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни.
• Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана.
• Тем, как и что почитаешь, образуешь всегда вокруг себя дистанцию.
• Я мог бы погибнуть от каждого отдельного аффекта, присущего мне. Я всегда сталкивал их друг с другом.
• Мое сильнейшее свойство -- самоопределение. Но оно же по большей части оказывается и моей нуждой -- я всегда стою на краю бездны.
• Я должен быть ангелом, если только я хочу жить: вы же живете в других условиях.
• Что же поддерживало меня? Всегда лишь беременность. И всякий раз с появлением на свет творения жизнь моя повисала на волоске.
• Я чувствую в себе склонность быть обворованным, обобранным. Но стоило только мне замечать, что все шло к тому, чтобы /обманывать/ меня, как я впадал в /эгоизм/.
• Как только благоразумие говорит: *Не делай этого, это будет дурно истолковано*, я всегда поступаю вопреки ему.
• Мне никогда не бывает в полной мере хорошо с людьми. Я смеюсь всякий раз над врагом раньше, чем ему приходится заглаживать свою вину передо мной. Но я мог бы легко совершить убийство в состоянии аффекта.
Поделиться32014-03-30 21:23:13
Испытывал ли я когда-нибудь угрызения совести? Память моя хранит на этот счет молчание.
• Я ненавижу обывательщину гораздо больше, чем грех.
• Для меня не должно быть человека, к которому я испытывал бы отвращение или ненависть.
• Я ненавижу людей, не умеющих прощать.
• Человек, ни разу еще не думавший о деньгах, о чести, о приобретении влиятельных связей, -- да разве может он знать людей?
• Люблю ли я музыку? Я не знаю: слишком часто я ее и ненавижу. Но музыка любит меня, и стоит лишь кому-то покинуть меня, как она мигом рвется ко мне и хочет быть любимой.
• Это благородно -- стыдиться лучшего в себе, так как только сам и обладаешь им.
• Странно! Стоит лишь мне умолчать о какой-то мысли и держаться от нее подальше, как эта самая мысль непременно является мне воплощенной в облике человека, и мне приходится теперь любезничать с этим *ангелом Божьим*!
• После того как я узрел бушующее море с чистым, светящимся небом над ним, я не выношу уже всех бессолнечных, затянутых тучами страстей, которым неведом иной свет, кроме молнии.
• Мой глаз видит идеалы других людей, и зрелище это часто восхищает меня; вы же, близорукие, думаете, что это -- мои идеалы.
Поделиться42014-03-30 21:23:26
*Друг, все, что ты любил, разочаровало тебя: разочарование стало вконец твоей привычкой, и твоя последняя любовь, которую ты называешь любовью к *истине*, есть, должно быть, как раз любовь -- к разочарованию*.
• Опасность мудрого в том, что он больше всех подвержен соблазну влюбиться в неразумное.
• Лестница моих чувств высока, и вовсе не без охоты усаживаюсь я на самых низких ее ступенях, как раз оттого, что часто слишком долго приходится мне сидеть на самых высоких: оттого, что ветер дудит там пронзительно и свет часто бывает слишком ярким.
• *Я не бегу близости людей: как раз даль, извечная даль, пролегающая между человеком и человеком, гонит меня в одиночество*.
• Лишь теперь я одинок: я жаждал людей, я домогался людей -- а находил всегда лишь /себя самого/ -- и больше не жажду себя.
• */Цель аскетизма/*. Следует выжидать /свою/ жажду и дать ей полностью созреть: иначе никогда не откроешь /своего/ источника, который никогда не может быть источником кого-либо другого.
• Я хотел быть философом /неприятных истин/ -- на протяжении шести лет.
• Искал ли уже когда-нибудь кто-либо на своем пути истину, как это до сих пор делал я, -- противясь и переча всему, что благоприятствовало моему непосредственному чувству?
• Что до героя, я не столь уж хорошего мнения о нем -- и все-таки: он -- наиболее приемлемая форма существования, в особенности когда нет другого выбора.
• Героизм -- таково настроение человека, стремящегося к цели, помимо которой он вообще уже не идет в счет. Героизм -- это /добрая воля/ к абсолютной самопогибели.
Поделиться52014-03-30 21:23:36
Противоположностью героического идеала является идеал гармонической всеразвитости -- прекрасная противоположность и вполне желательная! Но идеал этот действителен лишь для добротных людей (например, Гете).
• /Причинять боль тому, кого мы любим/, -- сущая чертовщина. По отношению к нам самим таково состояние героических людей: предельное насилие. Стремление впасть в противоположную крайность относится сюда же.
• Возвышенный человек, видя возвышенное, становится свободным, уверенным, широким, спокойным, радостным, но совершенно прекрасное потрясает его своим видом и сшибает с ног: перед ним он отрицает самого себя.
• Кто не живет в возвышенном, как дома, тот воспринимает возвышенное как нечто жуткое и фальшивое.
• Люди, стремящиеся к величию, суть по обыкновению злые люди: таков их единственный способ выносить самих себя.
• Стремление к величию выдает с головой: кто обладает величием, тот стремиться к доброте.
• Кто стремиться к величию, у того есть основания увенчивать свой путь и довольствоваться количеством. /Люди качества стремятся к малому./
• В пылу борьбы можно пожертвовать жизнью: но побеждающий снедаем искусом /отшвырнуть от себя/ свою жизнь. Каждой победеприсуще презрение к жизни.
• Всякий восторг заключает в себе нечто вроде испуга и бегства от самих себя -- временами даже само-/отречение/, само-отрицание.
• Желать чего-то и добиваться этого -- считается признаком сильного характера. Но даже не желая чего-то, все-таки добиваться этого -- свойственно сильнейшим, которые ощущают себя воплощенным фатумом.
Поделиться62014-03-30 21:23:48
Пережить многое, сопережить при этом множество прошедших вещей, пережить воедино множество собственных и чужих переживаний -- это творит высших людей, я называю их *суммами*.
• Заблистать через триста лет -- моя жажда славы.
• Те, кто до сих пор больше всего любили человека, всегда причиняли ему наисильнейшую боль; подобно всем любящим, они требовали от него невозможного.
• Если ты прежде всего и при всех обстоятельствах не внушает страха, то никто не примет тебя настолько всерьез, чтобы в конце концов полюбить тебя.
• Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом.
• Из всех европейцев, живущих и живших -- Платон, Вольтер, Гете, -- я обладаю душой /самого широкого диапазона/. Это зависит от обстоятельств, связанных не столько со мной, сколько с *сущностью вещей*, -- я мог бы стать /Буддой/ Европы: что, конечно, было бы антиподом индийского.
• Во мне теперь /острие/ всего морального размышления и работы в Европе.
• Покуда к тебе относятся враждебно, ты еще не превозмог своего времени: ему не положено видеть тебя -- столь высоким и отдаленным должен ты быть для него.
• Кто подвергается нападкам со стороны своего времени, тот еще недостаточно определил его -- или отстал от него.
• Одиннадцать двенадцатых всех великих людей истории были лишь представителями какого-то великого дела.
Поделиться72014-03-30 21:23:59
Если имеешь счастье оставаться темным, то можешь воспользоваться и льготами, предоставляемыми темнотой, и в особенности *болтать всякое*.
• В стадах нет ничего хорошего, даже когда они бегут вслед за тобою.
• Чем свободнее и сильнее индивидуум, тем /взыскательнее/ становится его любовь; наконец, он жаждет стать сверхчеловеком, ибо все прочее не /утоляет/ его любви.
• И истина требует, подобно всем женщинам, чтобы ее любовник стал ради нее лгуном, но не тщеславие ее требует этого, а ее жестокость.
• И правдивость есть лишь одно из средств, ведущих к познанию, одна лестница, -- но не /сама/ лестница.
• Жизнь ради познания есть, пожалуй, нечто безумное; и все же она есть признак веселого настроения. Человек, одержимый этой волей, выглядит столь же потешным образом, как слон, силящийся /стоять/ на голове.
• Для познающего всякое право собственности теряет силу: или же все есть грабеж и воровство.
• Лишь недостатком вкуса можно объяснить, когда человек познания все еще рядится в тогу *морального человека*: как раз по нему и /видно/, что он *не нуждается* в морали.
• Изолгана и сама ценность познавания: познающие говорили о ней всегда в свою защиту -- они всегда были слишком исключениями и почти что преступниками.
• Вы, любители познания! Что же до сих пор из любви сделали вы для познания? Совершили ли вы уже кражу или убийство, чтобы узнать, каково на душе у вора и убийцы?
Поделиться82014-03-30 21:24:15
Видеть и все же не верить, -- первая добродетель познающего; видимость -- величайший его искуситель.
• Чем ближе ты к полному охлаждению в отношении всего чтимого тобою доныне, тем больше приближаешься ты и к новому разогреванию.
• В усталости нами овладевают и давно преодоленные понятия.
• Нечто схожее с отношением обоих полов друг к другу есть и в отдельном человеке, именно, отношение воли и интеллекта (или, как говорят, сердца и головы) -- это суть мужчина и женщина; между ними дело идет всегда о любви, зачатии, беременности. И заметьте хорошенько: /сердце/ здесь мужчина, а /голова/ -- женщина!
• Одухотворяет сердце; дух же сидит и вселяет мужество в опасности. О, уж этот язык!
• Лишь человек делает мир мыслимым -- мы все еще заняты этим: и если он его однажды понял, он чувствует, что мир отныне его /творение/ -- ах, и вот же ему приходится теперь, подобно всякому творцу, /любить/ свое творение!
• Высшее мужество познающего обнаруживается не там, где он вызывает удивление и ужас, -- но там, где далекие от познания люди /воспринимают/ его поверхностным, низменным, трусливым, равнодушным.
• Это свойственное познаванию хорошее, тонкое, строгое чувство, из которого вы вовсе не хотите сотворить себе добродетели, есть цвет многих добродетелей: но заповедь *ты должен*, из которого оно возникло, уже не предстает взору; корень ее сокрыт под землей.
• Больные лихорадкой видят лишь призраки вещей, а те, у кого нормальная температура, -- лишь тени вещей; при этом те и другие нуждаются в одинаковых словах.
• Что вы знаете о том, как сумасшедший любит разум, как лихорадящий любит лед!
Поделиться92014-03-30 21:24:30
Кто в состоянии сильно ощутить взгляд мыслителя, тот не может отделаться от ужасного впечатления, которое производят животные, чей глаз медленно, как бы на стержне, /вытаращивается/ из головы и оглядывается вокруг.
• Он одинок и лишен всего, кроме своих мыслей: что удивительного в том, что он часто нежится и лукавит с ними и дергает их за уши! -- А вы, грубияны, говорите -- он /скептик/.
• Кому свойственно отвращение к возвышенному, тому не только *да*, но и *нет* кажется слишком патетическим, -- он не принадлежит к отрицающим умам, и, случись ему оказаться на их путях, он внезапно останавливается и бежит прочь -- в заросли скепсиса.
• Когда спариваются скепсис и томление, возникает /мистика/.
• Чья мысль хоть раз переступала мост, ведущий к мистике, тот не возвращается оттуда без мыслей, не отмеченных стигматами.
• Вера в причину и следствие коренится в сильнейшем из инстинктов: в инстинкте мести.
• Кто /чувствует/ несвободу воли, тот душевнобольной; кто /отрицает/ ее, тот глуп.
• Совершенное познание необходимости устранило бы всякое *долженствование*, -- но и постигло бы необходимость *долженствования*, как следствие /незнания/.
• Против /эпикурейцев/. -- Они /избавились/ от какого-то заблуждения и наслаждаются волей, как бывшие пленники. Или они преодолели, либо /верят/ в то, что преодолели, противника, к которому испытывали ревность, -- без малейшего сочувствия к тому, кто ощущал себя не в плену, а в /безопасности/, -- без сочувствия и к страданию самих преодоленных.
• Я различаю среди философствующих два сорта людей: одни всегда размышляют о своей защите, другие -- о нападении на своих врагов.
Поделиться102014-03-30 21:24:43
Нести при себе свое золото в неотчеканенном виде связано с неудобствами; так поступает мыслитель, лишенный формул.
• /Дюринг/: человек, отпугивающий сам от своего образа мыслей и, как вечно тявкающий и кусачий пес на привязи, улегшийся перед своей философией. Никто не пожелает себе такую обрызганную слюною душу. Оттого его философия не привлекает.
• Кто хочет оправдать существование, тому надобно еще и уметь быть адвокатом Бога перед дьяволом.
• Настало время, когда дьявол должен быть адвокатом Бога: если и сам он хочет иначе продлить свое существование.
• Богу, который любит, не делает чести заставлять любить Себя: он скорее предпочел бы быть ненавистным.
• Каждая церковь -- камень на могиле Богочеловека: ей непременно хочется, чтобы Он не воскрес снова.
• Верующий находит своего естественного врага не в свободомыслящем, а в религиозном человеке.
• Сильнее всего ненавистен верующему не свободный ум, а новый ум, обладающий новой верой.
• Содеянное из любви /не/ морально, а религиозно.
• Кто не находит больше в Боге великого как такового, тот вообще не находит его уже нигде -- он должен либо отрицать его, либо созидать.
Поделиться112014-03-30 21:24:54
Любя, мы творим людей по подобию /нашего/ Бога, -- и лишь затем мы от всего сердца ненавидим /нашего/ дьявола.
• Творить: это значит -- выставлять из себя нечто, делать себя более пустым, более бедным и более любящим. Когда Бог сотворил мир, Он и сам был тогда не больше чем пустым понятием -- и любовью к сотворенному.
• Вы называете это саморазложением Бога: но это лишь его шелушение -- он сбрасывает свою моральную кожу! И вскоре вам предстоит увидеть Его снова, по ту сторону добра и зла.
• Господствовать -- и не быть больше рабом Божьим: /осталось/ лишь это средство, чтобы облагородить людей.
• Мораль -- это важничанье человека перед природой.
• *Не существует человека, ибо не существовало первого человека!* -- так заключают животные.
• Должно быть, некий дьявол изобрел мораль, чтобы замучить людей гордостью: а другой дьявол лишит их однажды ее, чтобы замучить их самопрезрением.
• Мораль нынче увертка для лишних и случайных людей, для нищего духом и силою отребья, которому не /следовало бы/ жить, -- мораль, поскольку милосердие; ибо она говорит каждому: *ты все-таки представляешь собою нечто весьма важное*, -- что, разумеется, есть ложь.
• /Условия существования/ некоего существа, поскольку они выражают себя в плане /*долженствования*/, суть его /мораль/.
• Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда морализируют злые, они вызывают страх.
Поделиться122014-03-30 21:25:05
Во всякой морали дело идет о том, чтобы /открывать/ либо /искать высшие состояния жизни/, где /разъятые/ доселе способности могли бы соединиться.
• В моей голове нет ничего, кроме личной морали, и сотворить себе право на нее составляет смысл всех моих исторических вопросов о морали. Это ужасно трудно -- сотворить себе такое /право/.
• Право на новые собственные /ценности/ -- откуда возьму я его? Из права всех старых ценностей и границ этих ценностей.
• *Послушание* и *закон* -- это звучит из всех моральных чувств. Но *произвол* и *свобода* могли бы стать еще, пожалуй, последним звучанием морали.
• Ах, как удобно вы пристроились! У вас есть закон и дурной глаз на того, кто только в /помыслах/ обращен против закона. Мы же свободны -- что знаете вы о муке ответственности в отношении самого себя!
• В каждом поступке высшего человека ваш нравственный закон стократно нарушен.
• Вас назовут истребителями морали: но вы лишь открыватели самих себя.
• *Если ты ведаешь, что творишь, ты блажен, -- но если ты не ведаешь этого, ты проклят и преступник закона*, -- сказал Иисус одному человеку, нарушившему субботу: право, обращенное ко всем нарушителям и преступникам.
• Иисус из Назарета любил злых, а не добрых: даже его доводил до проклятий их морально негодующий вид. Всюду, где вершился суд, он выступал против судящих: он хотел быть истребителем морали.
• *Добро и зло суть предрассудки Божьи*, -- сказала змея. Но и сама змея была предрассудком Божьим.
Поделиться132014-03-30 21:25:16
*Религиозный человек*, *глупец*, *гений*, *преступник*, *тиран* -- все это суть дурные названия и частности, замещающие кого-то неназываемого.
• Можно с одинаковым успехом выводить свойства добрых людей из зла, а свойства злых людей из добра: из какого же контраста вывести самого /Ларошфуко/?
• Сквозь /Ларошфуко/ просвечивает весьма /знатный/ образ мыслей тогдашнего общества: сам он -- разочарованный идеалист, подыскивающий, по /инструкции христианства/, /скверные наименования/ для движущих сил своей эпохи.
• *Есть герои как в злом, так и в добром* -- это совершенная наивность в устах какого-нибудь /Ларошфуко/.
• Сотворить идеал -- /это значит/: /переделать/ своего дьявола в /своего/ Бога. А /для этого/ надобно прежде всего сотворить своего дьявола.
• Следует оберегать зло, как оберегают лес. Верно то, что вследствие редения и раскорчевок леса земля потеплела
• Зло и великий аффект потрясают нас и опрокидывают все, что есть в нас трухлявого и мелкого: вам следовало бы прежде испытать, не смогли бы вы стать великими.
• Нельзя связывать /одним/ словом презренного человека с человеком страшным.
• Чтобы понадобился тормоз, необходимо прежде всего колесо! Добрые суть тормоз: они сдерживают, они поддерживают.
• Нечистая совесть -- это налог, которым изобретение чистой совести обложило людей.
Поделиться142014-03-30 21:25:29
Есть степень заядлой лживости, которую называют *чистой совестью*.
• Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести.
• Моральное негодование есть коварнейший способ мести.
• Остерегайтесь морально негодующих людей: им присуще жало трусливой, скрытой даже от них самих злобы.
• Я рекомендую всем мученикам поразмыслить, не жажда ли мести довела их до крайности.
• Не следует искать морали (того менее -- моральности) у писателей, пишущих на моральные темы; /моралисты/ в большинстве суть забитые, страдающие, бессильные, мстительные люди, -- их тенденция сведена к толике счастья: больные, которые воображают, что суть в выздоровлении.
• *Серьезный*, *строгий*, *нравственный* -- так называете вы его. Мне он кажется злым и несправедливым к себе самому, всегда готовым наказать нас за это и корчить из себя нашего палача -- досадуя на то, что мы не позволяем ему этого.
• Корысть и страсть связаны брачными узами; этот брак называют себялюбием -- это несчастливый брак!
• Большинство людей слишком глупы, чтобы быть корыстными.
• У воров, разбойников, ростовщиков и спекулянтов себялюбие, в сущности, обнаруживается достаточно непритязательным и скромным образом: нелегко желать от людей меньшего, чем когда желаешь только их денег.
Поделиться152014-03-30 21:25:40
Лишь когда самолюбие станет однажды больше, умнее, утонченнее, изобретательнее, будет мир/выглядеть/ *само-отверженнее*.
• К комарам и блохам не следует испытывать сострадания. Было бы правильным вздергивать на виселицу лишь мелких воришек, мелких клеветников и оскорбителей.
• Естественные последствия поступка мало принимаются в расчет, поскольку в числе этих последствий фигурируют публичные наказание и поругание. Здесь пробивается великий источник всяческого верхоглядства.
• Не следует стыдиться самих аффектов; они для этого слишком неразумны.
• Для того, кто сильно отягчен своим разумом, аффект оказывается отдыхом: именно в качестве неразумия.
• Всегда говорят о /причинах/ аффектов и называют их /поводы/.
• В аффекте обнаруживается не человек, но его аффект.
• При известных условиях наносится гораздо меньший общий вред, когда кто-то срывает свои аффекты на других, чем на самом себе: в особенности это относится к творческим натурам, сулящим большую пользу.
• Побороть свой аффект -- значит в большинстве случаев временно воспрепятствовать его излиянию и образовать затор, стало быть, сделать его более опасным.
• Мы находим у различных людей /одинаковое количество/ страстей, впрочем по-разному поименованных, оцененных и тем самым разно/направленных/. /Добро/ и /зло/ отличаются друг от друга различной иерархией страстей и господством целей.
Поделиться162014-03-30 21:25:52
Почитание само есть уже страсть -- как и оскорбление. Через /почитание *страсти*/ становятся /добродетелями/.
• Домогание есть счастье; удовлетворение, переживаемое как счастье, есть лишь последний момент домогания. Счастье -- быть сплошным желанием и вместо исполнения -- все новым желанием.
• Говорят: *удовольствие* -- и думают об усладах, говорят: *чувство* -- и думают о чувственности, говорят: *тело* -- и думают о том, что *ниже тела*, -- и таким вот образом была обесчещена троица хороших вещей.
• Лишь тот порочный человек несчастен, у кого потребность в пороке растет вместе с отвращением к пороку -- и никогда не зарастает им.
• Не путать /смелость и чувство достоинства/, /присущие самолюбию/ с органически присущей смелостью: это -- принуждение, при котором терпишь немалый /ущерб/ в собственной одаренности.
• Если я почитаю какое-либо чувство, то почитание врастает в само чувство.
• Культивируя месть, пришлось бы отучиться и от благодарности, -- но не и от любви.
• Кто страстно взыскует справедливости, тот ощущает как облегчение и наиболее болезненный из своих аффектов.
• И глубокая ненависть есть идеалистка: делаем ли мы при этом из нашего противника бога или дьявола, в любом случае мы оказываем ему этим слишком много чести.
• Вначале ложь была моральна. /Утверждались/ стадные мнения
Поделиться172014-03-30 21:26:05
Правдивый человек в конце концов приходит к пониманию, что он всегда лжет.
• Кому нет нужды в том, чтобы лгать, тот извлекает себе пользу из того, что он не лжет.
• Толковать свои склонности и антипатии как свой долг -- большая нечистоплотность *добрых*!
• Можно было бы представить себе высокоморальную лживость, при которой человек осознает свое половое влечение только как /долг/ зачинать детей.
• Utile -- это лишь средство; его целью служит всегда какое-то dulce: будьте же честны, господа дульсиарии!
• /Каждый/ поступок продолжает созидать /нас/ самих, он ткет наше пестрое одеяние. Каждый поступок свободен, но одеяние необходимо. Наше /переживание/ -- вот наше одеяние.
• Стоит нам только на один шаг переступить среднюю меру человеческой доброты, как наши поступки вызывают недоверие. Добродетель покоится как раз *посередине*.
• Иное существование лишено смысла, разве что оно заставляет нас забыть другое существование. И есть также опийные поступки.
• Наши самоубийцы дискредитируют самоубийство -- не наоборот.
• Мы должны быть столь же жестокими, сколь и сострадательными: остережемся быть более бедными, чем сама природа!
Поделиться182014-03-30 21:26:17
Жестокость бесчувственного человека есть антипод сострадания; жестокость чувствительного -- более высокая потенция сострадания.
• Причислять к морали (или даже считать за саму мораль) сострадание и деликатность чувства в отношении ближних есть признак тщеславия, если /предположить/, что по натуре сам являешься сострадательным и деликатным, -- стало быть, недостаток гордости и благородства души.
• Есть много жестоких людей, которые лишь чересчур трусливы для жестокости.
• Где всегда добровольно берут на себя страдания, там вольны также доставлять себе этим удовольствие.
• Если обладаешь волей к страданию, то это лишь шаг к тому, чтобы возобладать и волей к жестокости, -- именно в качестве как права, так и долга.
• Посредством доброй воли к помощи, состраданию, подчинению, отказу от личных притязаний даже незначительные и поверхностные люди внешне делаются полезными и сносными. Не следует только разубеждать их в том, что это воля есть *сама добродетель*.
• Прекраснейшие цвета, которыми светятся добродетели, выдуманы теми, кому их недоставало. Откуда, например, берет свое начало бархатный глянец доброты и сострадания? -- Наверняка не от добрых и сострадательных.
• Давать каждому свое -- это значило бы: желать справедливости и достигать хаоса.
• Что *глупая женщина с добрым сердцем стоит высоко над гением*, это звучит весьма учтиво -- в устах гения. Это его любезность, -- но это и его смышленость.
• Когда мы прельщаемся собой и не в силах больше любить себя, то следует в порядке профилактики посоветовать любовь к ближнему: в той мере, в какой ближние мигом вынудят нас /уверовать/ в то, что и мы *стоим любви*.
Поделиться192014-03-30 21:26:29
Непрерывно упражняясь в искусстве выносить всякого рода ближних, мы бессознательно упражняемся выносить самих себя, -- что, по сути, является самым непонятным достижением человека.
• *Возлюби ближнего своего* -- это значит прежде всего: *Оставь ближнего своего в покое!* -- И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.
• Я не понимаю, к чему заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-либо, достаточно лишь сказать о нем какую-нибудь правду.
• Даже когда народ пятится, он пятится за идеалом -- и верит в некое *вперед*.
• Только человек сопротивляется направлению гравитации: ему постоянно хочется падать -- /вверх/.
• Женщина и гений не трудятся. Женщина была до сих пор величайшей роскошью человечества. Каждый раз, когда мы /делаем/ все, что в наших силах, мы не трудимся. Труд -- лишь средство, приводящее к этим мгновениям.
• Мое направление в /искусстве/: продолжать творить не там, где пролегают /границы/, но там, где простирается /будущее человека/! Необходимы образы, по которым можно будет /жить/!
• Чарующее произведение! Но сколь нестерпимо то, что творец его всегда напоминает нам о том, что это /его/ произведение.
• Он научился выражать свои мысли, но с тех пор ему уже не верят. Верят только заикающимся.
• Кто, будучи поэтом, хочет платить наличными, тому придется платить /собственными/ переживаниями: оттого именно не выносит поэт своих ближайших друзей в роли толкователей -- они разгадывают, отгадывая /вспять/. Им следовало бы восхищаться тем, /куда/ приходит некто путями своих страданий, -- им следовало бы учиться смотреть вперед и вверх, а не назад и вниз.
Поделиться202014-03-30 21:26:41
Вовсе не легко отыскать книгу, которая научила нас столь же многому, как книга, написанная нами самими.
• Сначала приспособление к творению, затем приспособление к его Творцу, говорившему только символами.
• Вера в форме, неверие в содержании -- в этом вся прелесть сентенции, -- следовательно, моральный парадокс.
• Страстные, но бессердечные и артистичные -- таковыми были греки, таковыми были даже греческие философы, как /Платон/.
• Отнюдь не самым желательным является умение переваривать все, что создало прошлое: так, я желал бы, чтобы /Данте/ в корне противоречил нашему вкусу и желудку.
• Величайшие трагические мотивы остались до сих пор неиспользованными: ибо что знает какой-нибудь поэт о сотне трагедий совести?
• *Герой радостен* -- это ускользало до сих пор от сочинителей трагедий.
• /Фауст/, трагедия познания? В самом деле? Я /смеюсь/ над Фаустом.
• Видеть в /Гамлете/ вершину человеческого духа -- по мне это значит скромничать в отношении духа и вершины. Прежде всего это /неудавшееся/ произведение: его автор, пожалуй, смеясь, согласился бы со мной, скажи я ему это в лицо.
• Вы сказали /мне/, что есть тон и что слух: но что за дело до этого музыканту? Объяснили ли вы тем самым музыку или же опровергли?
Поделиться212014-03-30 23:19:29
Лишь теперь брезжит человеку, что музыка -- это символический язык аффектов: а впоследствии научатся еще отчетливо узнавать систему влечений музыканта из его музыки. Он, должно быть, и не подозревал, что /выдает себя тем самым/. Такова /невинность/ этих добровольных признаний, в противоположность всем литературным произведениям.
• Если бы богине Музыке вздумалось говорить не тонами, а словами, то пришлось бы заткнуть себе уши.
• В современной музыке дано звучащее единство религии и чувственности и, стало быть, больше женщины, чем когда-либо в прежней музыке.
• Наиболее вразумительным в языке является не слово, а тон, сила, модуляция, темп, с которыми проговаривается ряд слов, -- короче, музыка за словами, страсть за этой музыкой, личность за этой страстью: стало быть, все то, что не может быть /написано/. Посему никаких дел с писательщиной.
• Первое, что необходимо здесь, есть /жизнь/: стиль должен /жить/.
• Стиль должен всякий раз быть соразмерным /тебе/ относительно вполне определенной личности, которой ты хочешь довериться. (Закон /двойного соотношения/.)
• Прежде чем быть вправе писать, следует точно знать: *это я высказал бы и /испортил бы/ таким-то и таким-то образом*. Писание должно быть только подражанием.
• Поскольку пишущему /недостает/ множества /средств исполнителя/, ему надлежит в общем запастись неким образцом /весьма выразительного/ способа исполнения: отражение этого, написанное, неизбежно окажется уже намного более блеклым (и для тебя более естественным).
• Богатство жизни выдает себя через /богатство жестов/. /Нужно учиться/ ощущать все -- длину и краткость предложения, пунктуацию, выбор слов, паузы, последовательность аргументов -- как жесты.
• Осторожно с периодами! Право на периоды дано лишь тем людям, которым и в речи свойственно долгое дыхание. Для большинства период -- это вычурность.
Поделиться222014-03-30 23:19:36
Лишь теперь брезжит человеку, что музыка -- это символический язык аффектов: а впоследствии научатся еще отчетливо узнавать систему влечений музыканта из его музыки. Он, должно быть, и не подозревал, что /выдает себя тем самым/. Такова /невинность/ этих добровольных признаний, в противоположность всем литературным произведениям.
• Если бы богине Музыке вздумалось говорить не тонами, а словами, то пришлось бы заткнуть себе уши.
• В современной музыке дано звучащее единство религии и чувственности и, стало быть, больше женщины, чем когда-либо в прежней музыке.
• Наиболее вразумительным в языке является не слово, а тон, сила, модуляция, темп, с которыми проговаривается ряд слов, -- короче, музыка за словами, страсть за этой музыкой, личность за этой страстью: стало быть, все то, что не может быть /написано/. Посему никаких дел с писательщиной.
• Первое, что необходимо здесь, есть /жизнь/: стиль должен /жить/.
• Стиль должен всякий раз быть соразмерным /тебе/ относительно вполне определенной личности, которой ты хочешь довериться. (Закон /двойного соотношения/.)
• Прежде чем быть вправе писать, следует точно знать: *это я высказал бы и /испортил бы/ таким-то и таким-то образом*. Писание должно быть только подражанием.
• Поскольку пишущему /недостает/ множества /средств исполнителя/, ему надлежит в общем запастись неким образцом /весьма выразительного/ способа исполнения: отражение этого, написанное, неизбежно окажется уже намного более блеклым (и для тебя более естественным).
• Богатство жизни выдает себя через /богатство жестов/. /Нужно учиться/ ощущать все -- длину и краткость предложения, пунктуацию, выбор слов, паузы, последовательность аргументов -- как жесты.
• Осторожно с периодами! Право на периоды дано лишь тем людям, которым и в речи свойственно долгое дыхание. Для большинства период -- это вычурность.
Поделиться232014-03-30 23:19:49
Стиль должен доказывать, что /веришь/ в свои мысли и не только мыслишь их, но и /ощущаешь/.
• Чем абстрактней истина, которую намереваешься преподать, тем ревностнее следует совращать к ней /чувства/.
• Такт хорошего прозаика в том, чтобы /вплотную подступиться/ к поэзии, но /никогда/ не переступать черты. Без тончайшего чувства и одаренности в самом поэтическом невозможно обладать этим тактом.
• Предупреждать легкие возражения читателя -- неучтиво и неблагоразумно. Большой учтивостью и /большим благоразумием/ было бы -- предоставить читателю /самому высказать/ последнюю квинтэссенцию нашей мудрости.
• Убожество в любви охотно маскируется отсутствием /достойного/ любви.
• Безусловная любовь включает также и страстное желание быть истязуемым: тогда она изживается вопреки самой себе, и из готовности отдаться превращается под конец даже в желание самоуничтожения: *Утони в этом море!*
• Желание любить выдает утомленность и пресыщенность собой; желание быть любимым, напротив, -- тоску по себе, себялюбие. Любящий раздаривает себя; тот, кто хочет стать любимым, стремиться получить в подарок самого себя.
• Любовь -- /плод послушания/: но расположение полов часто оказывается между плодом и корнем, а плод самой любви -- свобода.
• Любовь к жизни -- это почти противоположность любви к долгожительству. Всякая любовь думает о мгновении и вечности, -- но /никогда/ о *продолжительности*.
• Дать своему аффекту имя -- значит уже сделать шаг за пределы аффекта. Глубочайшая любовь, например, не умеет назвать себя и, вероятно, задается вопросом: *не есть ли я ненависть?*.
Поделиться242014-03-30 23:20:03
Немного раздражения вначале и -- и вслед за этим большая любовь? Так от трения спички происходит взрыв.
• Жертвы, которые мы приносим, доказывают лишь, сколь незначительной делается для нас любая другая вещь, когда мы /любим/ нечто.
• Не через взаимную любовь прекращается несчастье неразделенной любви, но через большую любовь.
• Не то, что мешает нам быть любимыми, а то, что мешает нам любить полностью, ненавидим мы больше всего.
• Гордость внушает злополучно влюбленному, что возлюбленная его нисколько не заслуживает того, чтобы быть любимой им. Но более высокая гордость говорит ему: *Никто не заслуживает того, чтобы быть любимым, -- ты лишь недостаточно любишь ее!*
• *Моя любовь вызывает страх, она столь взыскательна! Я не могу любить, не веря в то, что любимый мною человек предназначен совершить нечто бессмертное. А он догадывается, во что я верю, чего я -- требую!*
• *Я сержусь: ибо ты неправ* -- так думает любящий.
• Требование взаимности не есть требование любви, но тщеславия и чувственности.
• Удивительно, на какую только глупость ни способна чувственность, прельщенная любовью: она вдруг начисто лишается хорошего вкуса и называет безобразное прекрасным, достаточно лишь любви убедить ее в этом.
• Действительно справедливые люди недароприимны (unbeschenkbar): они возвращают все обратно. Оттого у любящих они вызывают отвращение.
Поделиться252014-03-30 23:20:16
Всегда возвращать обратно: не принимать никаких даров, кроме как в /вознаграждение/ и в знак того, что мы по ним /узнаем/ действительно любящих и возмещаем это /нашей любовью/.
• Повелительные натуры будут повелевать даже своим Богом, сколько бы им ни казалось, что они служат Ему.
• Ревность -- остроумнейшая страсть и тем не менее все еще величайшая глупость.
• Самец жесток к тому, что он любит, -- не из злобы, а из того, что он слишком бурно ощущает себя в любви и начисто лишен какого-либо чувства к чувству другого.
• Величайшее в великих -- это материнское. Отец -- всегда только случайность.
• Стремление стать функцией -- женский идеал любви. Мужской идеал -- ассимиляция и возобладание либо сострадание (культ страдающего Бога).
• Женщина не хочет признаваться себе, насколько она любит в своем возвышенном мужчину (именно мужчину); оттого обожествляет она *человека* в нем -- перед собой и другими.
• Женщины гораздо более чувствительны, чем мужчины, -- именно потому, что они далеко не с такой силой осознают чувственность как таковую, как это присуще мужчинам.
• Для всех женщин, которым обычай и стыд воспрещает удовлетворение полового влечения, религия, как духовное расцепление эротической потребности, оказывается чем-то незаменимым.
• */Потребности сердца/*. Животные во время течки не с такой легкостью путают свое сердце и свои вожделения, как это делают люди и особенно бабенки.
Поделиться262014-03-30 23:20:27
Если женщина нападает на мужчину, то оттого лишь, чтобы защититься от женщины. Если мужчина заключает с женщиной дружбу, то ей кажется, что он делает это оттого, что не в состоянии добиться большего.
• Наш век охоч до того, чтобы приписывать умнейшим мужам вкус к незрелым, скудоумным и покорным простушкам, вкус Фауста к Гретхен: это свидетельствует против вкуса самого столетия и его умнейших мужей.
• У многих женщин, как у медиумических натур, интеллект проявляется лишь внезапно и толчками, притом с неожиданной силой: дух веет тогда *над ними*, а не из них, как кажется. Отсюда их трехглазая смышленость в путаных вещах, -- отсюда же их вера в наитие.
• Женщин лишает детскости то, что они постоянно возятся с детьми, как их воспитатели.
• Достаточно скверно! Время брака наступает гораздо раньше, чем время любви: понимая под последним свидетельство зрелости -- у мужчины и женщины.
• Возвышенная и честная форма половой жизни, форма страсти, обладает нынче /нечистой/ совестью. А пошлейшая и бесчестнейшая -- /чистой/ совестью.
• Брак -- это наиболее изогланная форма половой жизни, и как раз поэтому на его стороне чистая совесть.
• Брак может оказаться впору таким людям, которые не способны ни на любовь, ни на дружбу и охотно стараются ввести себя и других в заблуждение относительно этого недостатка, -- которые, не имея никакого опыта ни в любви, ни в дружбе, не могут быть разочарованы и самим браком.
• Брак выдуман для посредственных людей, которые бездарны как в большой любви, так и в большой дружбе, -- стало быть, для большинства: но и для тех вполне редкостных людей, которые способны как на любовь, так и на дружбу.
• Кто не способен ни на любовь, ни на дружбу, тот вернее всего делает свою ставку -- на брак.
Поделиться272014-03-30 23:20:43
Кто сильно /страдает/, тому /завидует/ дьявол и выдворяет -- на небо.
• Нужно гордо поклоняться, если не можешь быть идолом.
• У язвительного человека чувство пробивается наружу редко, но всегда очень громко.
• Лабиринтный человек никогда не ищет истины, но всегда лишь Ариадну, -- что бы ни говорил нам об этом он сам.
• В старании /не/ познать самих себя обыкновенные люди выказывают больше тонкости и /хитрости/, чем утонченнейшие мыслители в их противоположно старании -- /познать/ себя.
• Есть дающие натуры и есть воздающие.
• Даже в своем голоде по человеку ищешь, прежде всего, /удобоваримой/ пищи, хотя она и была малокалорийной: подобно картофелю.
• Многое мелкое счастье дарит наc многим мелким убожеством: оно портит этим характер.
• Всяким маленьким счастьем надлежит пользоваться, как больной постелью: для выздоровления -- и никак иначе.
• Испытываешь ужас при мысли о том, что внезапно испытываешь ужас.
Поделиться282014-03-30 23:20:56
После опьянения победой всегда проявляется чувство большой утраты: наш враг, наш враг мертв! Даже потерю друга оплакиваем мы не столь глубоко -- и оттого громче!
• Потребность души не следует путать с потребностью /в душе/: последняя свойственна отдельным холодным натурам.
• Помимо нашей способности к суждениям мы обладаем еще и нашим /мнением/ о нашей способности судить.
• Ты хочешь, чтобы тебя оценивали по твоим замыслам, а /не/ по твоим действиям? Но откуда же у тебя твои замыслы? Из твоих действий!
• Только несгибаемый вправе молчать о самом себе.
• Мы начинаем подражателями и кончаем тем, что подражаем себе, -- это есть последнее детство.
• *Я оправдываю, ибо и я поступил бы так же -- историческое образование. Мне страшно! Это значит: *я терплю самого себя -- раз так!*
• Если что-то не удается, нужно вдвое оплачивать помощь своему помощнику.
• Наши недостатки суть лучшие наши учителя: но к лучшим учителям всегда бываешь неблагодарным.
• Наше внезапно возникающее отвращение к самим себе может в равной степени быть результатом как утонченного вкуса, -- так и испорченного вкуса.
Поделиться292014-03-30 23:21:09
Всякое сильное ожидание переживает свое исполнение, если последнее наступает раньше, чем -- его ожидали.
• Для очень одинокого и шум оказывается утешением.
• Одиночество придает нам большую черствость по отношению к самим себе и большую ностальгию по людям: в обоих случаях оно улучшается характер.
• Иной находит свое сердце не раньше, чем он теряет свою голову.
• Есть черствость, которой хотелось бы, чтобы ее понимали как силу.
• Человек никогда не имеет, ибо человек никогда не /есть/. Человек всегда приобретает или теряет.
• Можно так сродниться с кем-нибудь, что видишь его во сне делающим и претерпевающим все то, что он делает и претерпевает наяву, -- настолько сам ты мог бы сделать и претерпеть это.
• *Лучше лежать в постели и чувствовать себя больным, чем быть /вынужденным делать/ что-то* -- по этому негласному правилу живут все самоистязатели.
• Люди, недоверчивые в отношении самих себя, больше хотят быть любимыми, нежели любить, дабы однажды, хотя бы на мгновение, суметь поверить в самих себя.
• Этой паре присущ, по сути дела, одинаковый дурной вкус: но один из них тщится убедить себя и нас в том, что вкус этот -- верх изысканности. Другой же стыдится своего вкуса и хочет убедить себя и нас в том, что ему присущ иной и более изысканный -- наш вкус. К одному из этих типов относятся все филистеры образования.
Поделиться302014-03-30 23:21:23
Он называет это верностью своей партии, но это лишь его комфорт, позволяющий ему не вставать больше с этой постели.
• Для переваривания, в целях здоровья, потребна некоторого рода лень. Даже для переваривания переживания.
• Вид наивного человека доставляет мне наслаждение, если только по природе он зол и наделен умом.
• Изворотливые люди, как правило, суть обыкновенные и несложные люди.
• Чтобы взваливать неприятные последствия собственной глупости на саму свою глупость, а не на свой характер, --- для этого требуется больше характера, чем есть у большинства людей.
• Там, где дело идет о большом благополучии, следует /накоплять/ свою репутацию.
• /Стендаль/ цитирует как закулисную сентенцию: *Telle trouve a se vendre, qui n'eut pas trouve a se donner*. *Никто не хочет ее задаром: оттого вынуждена она продаваться!* -- сказал бы я.
• Человек придает поступку ценность, но как удалось бы поступку придать человеку ценность!
• Есть персоны, которые хотели бы вынудить каждого к полному приятию или отрицанию их собственной персоны, -- к таковым принадлежал /Руссо/: их мучительный бред величия проистекает из их недоверия к самим себе.
• Я воспринимаю как вредных всех людей, которые не могут больше быть противниками того, что они любят: они портят тем самым лучшие вещи и лучших людей.